Доклад "Портфолио как технология оценочной деятельности в преподавании английского языка"

Разделы: География


Традиционная система контроля приходит в противоречие с основными направлениями обновления содержания образования – гуманизацией образования и ориентацией на развитии личности. В традиционной системе контроля учитель является единственным контролёром, мнение и осуждение которого, выраженное в отметке, выступает мерилом успешности учащегося. Ученик оценивается с позиции учителя и занимает в этом процессе пассивную роль, поэтому учащихся интересует лишь количество баллов в отметке, которая выполняет в основном свою карательную и принудительную функции.

Таким образом, традиционная система контроля, основанная на принципах авторитарной педагогики, приводит к снижению учебной мотивации учащихся, и, кроме того, не отражает процесс их учебно–познавательной деятельности.

На фоне общих тенденций гуманизации образования становится очевидным необходимость новых способов оценивания.

Я согласна с мнением педагогов, которые считают, что система контроля школьного иноязычного образования должна включать «Портфолио».

«Портфолио» является технологией оценочной деятельности в преподавании английского языка, включающей сбор и анализ информации о процессе обучения и его результатах. Для учащегося «Портфолио» - это организатор его учебной деятельности. В реальной учебной ситуации – это папка, куда ученик собирает работы, из которых видно, чему он научился, виден его прогресс.

Основная психолого–педагогическая цель работы с «Портфолио» - это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию «Портфолио».

Начиная работать с учащимися пятых классов, я организую работу с «Портфолио». Предлагаю ученикам самостоятельно вести свой личный «Портфолио». Объясняю цель сбора творческих работ, проектов, письменных работ, докладов, дипломов, сертификатов об участии в различных олимпиадах и конкурсах и т.д. в одну папку. Отвожу место для хранения «Портфолио». Уделяю время для работы с «Портфолио» во время урока. Обеспечиваю доступ к «Портфолио» во время урока. Просмаириваю «Портфолио» вместе с учащимися, проявляя интерес к собранным работам.

В начале работы над «Порфолио», я предлагаю, как его оформить. Структура рабочего «Портфолио» свободная, все работы собираются в хронологическом порядке.

Можно выделить четыре основных разделов «Портфолио»: портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения.

Портрет – это первый лист, который открывает «Портфолио». Он представляет собой анкету, содержащую личную информацию об учащемся. Заполняя анкету, учащийся смотрит на себя как бы со стороны, анализирует, какой он ученик, чего он уже достиг и чего хочет достичь. Учащиеся заполняют анкету постепенно по мере прохождения материала. Я предлагаю ученикам поместить своё фото или нарисовать себя. «Портфолио» раскрывает личность учащегося, его жизненные ориентиры и ценности.

В коллектор учащиеся собирают стратегии работы с определенным типом заданий, т.е. различные памятки, схемы написания сочинений, таблицы и т.д.

Материал коллектора обеспечивает учебно-позновательную, информационную, коммуникативную и рефлексивную деятельность учащегося.

Таким образом, учащемуся становится понятно, что он изучает, как он это делает и как его работа оценивается.

Рабочие материалы – это творческие работы, проекты, тесты и т.д.

В разделе «достижения» собраны все дипломы, грамоты, сертификаты об участии в школьных, районных, городских, республиканских, российских, международных конкурсах, олимпиадах и т.д.

Таким образом, работая с «Портфолио» учащиеся собирают работы, анализируют и оценивают их, отбирая их в качестве своего достижения. Центральное место при работе с «Портфолио» занимает рефлексия. Чтобы подвести учащегося к анализу своей деятельности я провожу собеседование по созданной учащимися работе. Чему ты научился и что нового узнал в процессе создания новой работы? Чем она отличается от предыдущей. Какие были трудности. Как ты решал эти проблемы?

Ещё одним способом развития рефлексии является анкетирование. В конце года я предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Что такое «Портфолио»?
  • Просмотри своё и скажи, что ты умеешь делать теперь, что раньше не умел?
  • Что у тебя стало получаться лучше?

«Портфолио» раскрывает личность учащегося, помогает ему посмотреть на себя со стороны, оценить себя, поразмыслить над своим «Я». Наблюдая, как учащиеся работают с «Портфолио», можно увидеть как происходит становление личности учащегося и какую роль играет в этом процессе предмет иностранного языка.