"Город Вещество"

Разделы: Физика


Цель:

  • Обобщить и закрепить знания по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»:
  • за 10 мин самостоятельной работы написать логическую цепочку строения вещества пользуясь предоставленным шаблоном, написать основные положения теории строения вещества не пользуясь дополнительным материалом, выделить отличия вещества в разных агрегатных состояниях пользуясь картинками;
  • Развивать внимание, память, речь, самоконтроль, способность переключаться на различные виды деятельности;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в паре и группе.

Задачи:

  • с точки зрения деятельности учителя (мотивационные):

  • вовлечь учащихся в игру с помощью информационных технологий (презентации);
  • помочь школьникам сформулировать основные положения теории строения вещества;
  • научить учащихся составлять логическую цепочку строения вещества;
  • с точки зрения содержания материала (знаниевые):

  • закрепить знания о том, что вещество состоит из отдельных частиц, между ними есть промежутки, они непрерывно и хаотично движутся, между ними действуют связи притяжения и отталкивания;
  • закрепить знания об отличиях в агрегатных состояниях вещества;
  • с точки зрения деятельности учащихся:

  • опираясь на понятие «вещество» выбрать вещества из предложенных образцов, опираясь на понятие «молекула» собрать модель предложенной молекулы;
  • учащиеся должны соотнести положение теории и его опытное доказательство;
  • продолжить формирование умения самоконтроль.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма: игра-путешествие

Возраст учащихся: 7 класс.

Год обучения: первый.

Место урока в учебном плане:

Данный урок является последним в теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по строению вещества.

К моменту проведения урока учащиеся изучают физику уже месяц (два часа в неделю) и обладают следующими ЗУН:

  • умеют различать вещества и тела;
  • умеют объяснять наблюдаемые опыты с точки зрения строения вещества;
  • знают понятия «вещество», «молекула», «агрегатное состояние»;
  • умеют различать агрегатные состояния по рисункам;
  • умеют объяснять различия в строении вещества в разных агрегатных состояниях;

В данном уроке у учащихся продолжается формирование навыков:

  • работы с раздаточным материалом;
  • работы с наглядными пособиями;
  • самоконтроля;

Обеспечение урока:

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • портреты ученых: Демокрит, Ломоносов, Ньютон, Галилей, Декарт, Дальтон, Гей-Люссак, Авогадро
  • вода, марганцовка, песок, пластилин, карандаш, стаканчик, шарики для сборки молекул, магниты, спиртовка
  • опыты рис. 16, 17, 27 (учебник Перышкин. Физика – 7)

План урока.

  1. Постановка цели урока (1010 – 1012).
  2. Актуализация знаний (1012 – 1017).
  3. Историческая справка (1017 – 1020).
  4. Постановка опытов (1020 – 1025).
  5. Сборка молекул (1025 – 1030).
  6. Узнавание вещества (1030 – 1035).
  7. Самостоятельная работа (1035 – 1045).
  8. Домашнее задание (1045 – 1047).
  9. Подведение итогов урока (1047 – 1050).

Ход урока

1. Постановка цели урока

Учитель. На предыдущих уроках вы изучали строение вещества. Сегодня мы вспомним все, что вы знаете о веществе и постараемся выяснить, кто как усвоил эту тему.

У вас на столах имеются наборы с оборудованием, бланки планов работы, бланки с заданиями и бланки самоконтроля.

2. Актуализация знаний

Мы сегодня с вами совершим экскурсию по городу ВЕЩЕСТВО. Вот он перед вами (слайд №1).

Чтобы войти в город, нужно выполнить первое задание у вас на карточке.

Задание №1. Распределить из предложенных компонентов вещества и тела по три примера в каждый столбик.

ВЕЩЕСТВА  

ТЕЛА    

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Давайте проверим. У кого какие получились вещества? (варианты детей ). Хорошо, оцените себя в карточке самоконтроля.

Вот мы и вошли с вами в город, а теперь совершим экскурсию по его достопримечательностям.

Первой мы посетим картинную галерею (учитель открывает портреты ученых, закрытые на доске).

В ней представлены портреты ученых, которые создавали и прославляли этот город. Сейчас вы узнаете, кто они и почему их так любят и почитают в городе. А может они вам знакомы и вы знаете их вклад в развитие города? (варианты детей) Слайд №2.

Древнегреческие философы считали, что вещества состоят из отдельных частиц.

Ученые, такие как Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших частиц – корпускул.

Ученые, такие как Гей-Люссак, дали науке количественные доказательства существования атомистической теории, но с ними вы будите знакомиться более подробно в старших классах.

А теперь мы будем двигаться дальше и из картинной галереи направимся в мастерские ученых. Любая теория должна подтверждаться практикой, поэтому ученые трудятся над доказательствами своих теорий.

Опыты: (показывает учитель) рис. 16, 17 стр. 16; рис. 23 стр. 21; рис. 27 стр. 25 [1]

№2. Объясните, что доказывает опыт?

РИСУНКИ

ОПЫТЫ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕОРИИ

СТРОЕНИЯ

ВЕЩЕСТВА

Эти опыты доказывают основные положения теории строения вещества, запишите их (слайд №5-6).

Оцените свои знания в листе самоконтроля.

Дальше мы прогуляемся по городу и поближе познакомимся с его жителями. Они все разные, но вот зовут их одинаково. Кто знает их имя? (молекулы или атомы)

Что бы лучше узнать их, выполните третье задание.

Задание №3. Собрать молекулу, как показано на рисунке.

ГРУППА №1.

РИСУНОК

Н2О – молекула воды

 

ГРУППА №2

РИСУНОК

NaCl – молекула поваренной соли 

 

ГРУППА №3

РИСУНОК

CO2 – молекула углекислого газа

Давайте посмотрим на наших жителей. Все справились с заданием? Тогда поставьте отметку в карточке самоконтроля.

С жителями мы познакомились, но не понятно, почему одинаковые молекулы так странно передвигаются по городу. Одни ходят группами очень близко друг к другу, другие тоже группой но на расстоянии , а третьи сами по себе. Кто поможет мне понять эту странность? (разные агрегатные состояния).

Давайте изобразим их.

Задание №4. Узнай вещество и докажи, что узнал его верно (дай характеристику по плану: форма и объем, взаимодействие молекул).

РЯД №1. ПАР

РЯД №2. ЛЕД

РЯД №3. ВОДА

Давайте проверим, правы ли вы и вспомним характеристики агрегатных состояний (слайд №8).

 Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора прощаться с городом, перед этим мы вспомним все, что сегодня узнали (слайд №3)

ФИЗ.ПАУЗА.

 Вы хорошо отдохнули, а теперь напишите с.р.

Возьмите бланки с самостоятельной работой и заполните их.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Схема: СЛЫШАЛИ → ВИДЕЛИ → ДЕЛАЛИ → ЗНАЕМ

На листе самоконтроля заполните пустой квадратик, чтобы знать как готовиться дома.

Всем спасибо, все свободны.

Список литературы:

  1. А.В. Перышкин «Физика 7».