Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями шипящих согласных с гласными».

Цели: 

  • Образовательная: закрепление знаний учащихся о способах обозначения гласных букв после шипящих согласных.
  • Развивающая: способствование развитию мыслительной деятельности учащихся, совершенствование коммуникативных умений.
  • Воспитательная: способствование формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремлённости, организованности, положительного отношения к учёбе.

Задачи:

  • Довести до автоматизма правописание шипящих согласных с гласными.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.
  • Включить каждого ученика в активную деятельность, помочь ощутить свою ответственность за экологическую обстановку на Земле.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Тип урока: мультимедийный интегрированный урок – закрепление знаний.

ХОД УРОКА

І. Сообщение темы и целей

– Сегодня на уроке повторим изученные сочетания шипящих согласных с гласными в словах, а помогут нам животные леса. Мы узнаем как они готовятся к зиме и как помогают сохранять и преумножать природные богатства.
Нам предстоит решить следующую проблему: (Приложение 1, слайд №2)
Влияет ли образованность на грамотное решение экологических  проблем  в нашей стране?

ІІ. Организационный момент

– [ч', щ'] – сидеть надо тихо, чтобы не спугнуть животных, тогда мы узнаем о них больше.
– Какой метод научного познания будем использовать на уроке? (Наблюдение)
– Какие звуки я произнесла, чтобы добиться тишины?
– Дайте фонетическую характеристику этим звукам.
– Какие изученные правила с этими звуками вы знаете? (Ча-ща, чу-щу)

ІІІ. Минутка чистописания

– Итак, цели поставлены, правила вспомнили, посмотрим, удастся ли вам  решить экологические задачи. В минутке чистописания повторим написание буквы с которой начинается название этого животного: 

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам;
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)

Презентация ученика (Приложение 2).

–  Как белка готовится к зиме?

Запись:   (Приложение 1, слайд № 3)

ІV. Работа над орфографией

1. Правописание сочетаний ча-ща.

– Белка делает на зиму запасы, она прячет их в мох, под корнями деревьев. Давайте поможем белочке сделать запасы. (Вставить в слова  пропущенные буквы) Помочь может только тот, кто правильно вставит букву. (Приложение 1, слайд № 4)
Работа со слайдом, запись в тетрадях.

Вывод: Вы правильно вставили в слова буквы и тем самым помогли белочке. Как думаете она зимой под снегом все запасы найдёт?
– А что будет с теми семенами, которые останутся в земле?

Задача:   Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для двух учеников нашего класса. Сколько деревьев должно быть вокруг нашей школы для учеников нашего класса? (11)
– На ГПД, гуляя, вы подсчитали деревья, которые растут вокруг нашей школы. Сколько их? Хватит ли их, чтобы удовлетворить потребности в кислороде каждого нашего ученика?
– Как белка помогает преумножать природные богатства?  Она помогает природе восстановить растительность. А мы с вами помогли ей в этом, зная орфографические правила.
– А если бы не знали орфографические правила?

Запись: Часто белка забывает свои запасы и из них вырастают новые растения.

– Кто сам садил растения?
– Кто ещё запасает корм на зиму? (Приложение 1, слайд № 5)

2. Правописание сочетаний чу-щу.

– К нам пришла телеграмма. (Приложение 1, слайд № 6)

Телеграмма.

Я очень осторожный зверь. Охоч.сь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся жёлтовато-белые полосы, а через глаза и уш. – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать ж.р – готовиться к зиме. Хотя на вид  я неуклюж.й, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень  много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам ж.ра накоплю столько, что можно и спать лож.ться на всю зиму. (Барсук)

Презентация ученика (Приложение 3). 

– Как барсук готовится к зиме?
– Поможем барсуку найти корм, для этого выполним упражнение учебника. (№ 77)

Вывод:  
– Какую пользу приносит барсук природе? (Регулирует численность некоторых животных)
– Мы помогли ему в этом. Чем? (Грамотным письмом)
– Кто ещё нагуливает жир и ложится в спячку? (Приложение 1, слайд №7)

3. Выполнение теста.

Кукольная сценка: 

– Какую пользу природе приносят волки?

  • Мы рождаемся беспомощными, слепыми.
  • Заботятся о нас оба родителя.
  • Пока мама нас кормит молоком, она никуда не уходит, папа приносит ей еду. Родители учат нас охотничьим премудростям.
  • Зимой волки собираются в стаи.
  • Мама, папа, молодые волчата, родившиеся в прошлом году. В стае может быть 6–10 волков.
  • В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются.
  • Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть по многу дней.
  • При этом мы не теряем силы и формы.
  • Нападаем только на больных животных.
  • Чтобы заболевания не распространились на других.

Презентация ученика (Приложение 4)

– Как волки готовятся к зиме?

– Поможем волчатам научиться быстро бегать. (Приложение 1, слайд № 8)

Выполнение теста.

Тест.

  1. Зачеркни лишнюю букву:  ч/а, я/й,  ч/ю,у/ткий
  2. Подчерни правильное слово: чаща, чащя, чяща.
  3. Вставь нужную букву: сч.стье, удач., чищ.

– Кто ещё запасов не делает?

V. Итог урока

– На какие группы мы разделили всех животных? (Приложение 1, слайд № 9)
– Как мы помогали животным готовиться к зиме? Какие правила правописания повторили?
– Помогла ли грамотность нашего письма в решении экологической  задачи:  помочь животным сохранить природу?
– Влияет ли образованность на грамотное решение экологических проблем в нашей стране? (Приложение 1, слайд № 10)
– Человек – частичка окружающего мира. Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу – сохранят нашу планету Земля для наших потомков.