Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"

Разделы: История и обществознание, Музыка


Тема урока: «История русского народного костюма».

Цели:

  • Познакомить детей с историей и символикой русского народного костюма.
  • Показать детям красоту русского народного костюма.
  • Привить интерес к русской крестьянской культуре.
  • Обогатить духовный мир детей.
  • Воспитывать уважение и любовь к родным русским истокам
  • Воспитывать патриотические чувства и любовь к прошлому своего народа.

Оборудование: русские народные костюмы, вышитые полотенца, карточки с загадками, шапочки с изображением животных, кассеты с русскими народными песнями, баян, карандаши, краски, альбомы.

Урок проходит  в школьном музее.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход детей под русскую народную песню «Красный сарафан».

– Под какую песню вы входили?

II. Развитие темы урока

Учитель музыки: Мы продолжаем с вами знакомиться с историей русского народа. Посмотрите вокруг и скажите, где мы с вами сегодня находимся? (В музее)
– А как вы думаете, почему?
– О чем у нас на уроке может пойти речь?
– На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. И сегодня на уроке мы поговорим о том, какую одежду они носили, то есть какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки.

Учитель истории: Древние люди считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформлялся особыми правилами поведения и одеждой. Одежда – одна из важнейших частей культуры. В ней заметнее всего происходящие перемены. В одежде наиболее ярко проявляются представления людей о достойном и красивом.

Учитель музыки: А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку: 1 вход, 3 выхода. (Рубаха)

Учитель истории: Рубаху наши предки носили с незапамятных времен, ее не продавали никогда; считалось, что заодно продашь и свое счастье. Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки в некоторых местах до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотно от ворота до подола. Отсюда и название – проходница. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная. В обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю часть называли рукава и шили из более тонкой материи, нижнюю – стан – из обычной домотканины. Воротник, рукава и низ рубахи украшали тканными или вышитыми узорами, а позднее аппликацией из ярких полос ткани. Обилие красного цвета отличало рубахи молодых женщин. Пожилые носили белые рубахи, почти без украшений, В костюме девочек и девушек единственным дополнением у рубахе был передник. Передник обязательно входил в состав костюма. Он был как бы документом женщины. По узорам вышивки и по тому, как он был сшит, можно было узнать, из какой она деревни, есть дети или нет. В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую.
Самую богатую одежду, годовую, надевали три – четыре раза в год, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Учитель музыки: Девушки начинали ходить в хороводе с 12 – 13 лет. Парни обычно были на 2 года старше. Вот и мы давайте с вами встанем и поводим хоровод.

Исполнение песни «Коровушка».

Учитель истории: Девушки старались одеваться в хоровод как можно наряднее. Неутомимый бег времени стирает яркие краски с женского костюма. Чем старше становится женщина, тем скромнее и темнее  одежда. Мудрости не нужны украшения, а только почет и уважение.

Учитель музыки: А ну-ка ребятки, отгадайте ещё одну загадку: не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)
– А какие головные уборы мы с вами носим?
– Как вы думаете, какие головные уборы носили раньше?

Учитель истории: Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему русскому обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой – это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней женщины –  это глухая шапочка, у девушки – венок или перевязка, оставляющая верх головы незакрытым. Венки делали из тесьмы, ткани и бисера.

Учитель музыки: Мы уже с вами поговорили об одежде, о головных уборах, а о чем забыли поговорить? (Об обуви)

Учитель истории: Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили в основном крепостные. Их даже венчали и хоронили в лаптях. Зато сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы: удобны, легки и ногу не наколешь. В праздники  надевали обувь кожаную – сапоги, полусапожки, башмаки. И ещё коты с красной оторочкой – что-то вроде туфель, только попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской до колен носили и мужчины и женщины, но с лаптями – обычно холщёвые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из чёрной шерсти.

Учитель музыки: В День Сименона – столпника мальчиков первый раз сажали на коня и начинали учить ремеслу, девочкам собирали маленький ткацкий станок, показывали, как сделать куклу. Делая куклы, девочка училась шить, вышивать, вязать и прясть. Зимой девушки собирались у кого – нибудь в избе, занимались рукоделием и конечно же что ещё делали? (Пели, играли, плясали)
– Вот и давайте сейчас с вами споём песню «А я по Лугу».

Исполнение песни «А я по лугу».

– Теперь исполним ещё одну песню – игру «Тень-тень, потетень».

– А вот кто кем в ней будет, мы узнаем, отгадав загадки:

1. На гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
2. Дед в шубу одет кверху мехом. (Медведь)
3. С бородой, а не старик
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (Коза)
4. Иголки лежали – лежали да под стол убежали. (Ёж)
5. Пришла из леса хищница кур посчитать. (Лиса)
6. Кого из песни я не назвала? (Блохи)

Дети надевают шапочки с животными. Исполнение песни «Тень-тень».

Песни, которые мы пели, кто написал? (Народ)
– А что ещё относится к народному творчеству?
Что из народного творчества мы с вами сегодня вспомнили? (Песни, загадки, хоровод, песня-игра)
Сейчас вспомним русскую народную игру «Ниточка и иголочка».

Дети играют в игру.

III. Обобщение

Учитель истории: Ну, вот и подошёл к концу наш урок.
– Он вам понравился?
– Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Выставление оценок.