Концепция воспитательной работы "Развитие нравственно-гражданской позиции учащихся"

Разделы: Администрирование школы


1. Цель воспитания:

Создание условий для формирования человека – гражданина, присвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.
  2. Совершенствование и расширение форм, приемов и методов системообразующей деятельности.
  3. Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.
  4. Разработка и совершенствование программно-методического обеспечения и технологии организации, критериев оценки результативности учебно-воспитательного процесса.

Модель личности выпускника

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимых для получения образования.
  2. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
  3. Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
  4. Экологическая грамотность, понимание взаимодействия человека с природой.
  5. Знание основных достижений культуры.
  6. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

ЗДОРОВЬЕ

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.
  3. Овладение антистрессовой защитой, аутотренингом, самомассажем.
  4. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.
  2. Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.
  3. Способность использовать знания на практике.
  4. Рациональная организация труда, самообразования, научно-исследовательской работы.
  5. Умения применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИИ

  1. Гуманистическое мировоззрение.
  2. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
  3. Правовая культура.
  4. Коммуникативность, культура общения.
  5. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
  6. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
  7. Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.
  8. Адекватная самооценка.

2. Содержание воспитания.

Концепция школы строится в логике Программы воспитания школьников Щурковой Н.Е. и ориентирована на воспитание у школьников своего отношения к миру.

Основной целью Программы является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

Основаниями Программы воспитания являются:

  • Педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры.
  • Определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру.

Содержание программы

Формирование:

  • 1 класс. – ценностного отношения к Природе как к общему дому.
  • 2-4 класс. – ценностных отношений к нормам культурной жизни.
  • 5-6 класс. – представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности.
  • 7-8 класс. – ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
  • 9 10 класс – образа жизни, достойной Человека.
  • 11 класс. – жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

3. Методологический подход, лежащий в основе организации процесса воспитания.

Идеальный образ нашего выпускника – это интеллектуальная, культурная личность, обладающая коммуникативными способностями, увлеченная творчеством, имеющая креативный тип мышления. Поэтому мы взяли за основу личностно – ориентированный подход в воспитании.

Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности учащихся в культуре. Воплощенная в формах индивидуального опыта культура, как некая ценность, представляет собой гармонию знаний, мышления, творческого действия, чувств, общения, поведения.

4. Ведущие принципы, отражающие профессиональную позицию педагогов в работе с детьми.

Принцип природосообразности предполагает, что образование и воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части. Этот принцип предполагает культивирование определенных этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение.

Принцип культуросообразности заключается в том, что образование и воспитание должны открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры.

Принцип гуманизации образования подразумевает “очеловечивание” системы образования через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса

Принцип дифференциации в обучении и воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

Принцип интеграции рассматривается как основа реформирования содержания образования и предполагает не просто преодоление диспропорции между дисциплинами, но и осознание между ними сущностных взаимосвязей.

Принцип системности. Данный принцип, применительно к образовательному учреждению, требует рассматривать его не только как самостоятельную систему, но и как часть другой системы муниципальной, во многом влияющей на её функционирование.

5. Ключевая идея организации процесса воспитания.

Это воспитание ценностного отношения к миру. Ученик вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, стараясь полюбить этот мир. И вступая во взаимоотношения с миром, ученик приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии с миром.

То есть воспитание присутствует там, где есть отношения.

6. Формы, методы средства, отражающие особенности организации процесса воспитания.

I ступень (1-4 классы). Воспитательная система культурно – нравственной ориентации.

Формирование отношения к ценностям:

  • 1 класс. – Природа как дом человечества.
  • 2-4 класс. – Нормы культурной жизни.

Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:

  • Методики развивающего обучения Л.В. Занкова, Виноградова.
  • “Гармония”
  • Риторика
  • Информатика.
  • Народоведение
  • Культурология.
  • Спортивные секции.
  • Методики коллективного, группового, индивидуального обучения.
  • Методики дифференцированного обучения.
  • Психолого-коррекционное сопровождение учащихся 1-4 классов.
  • Логопедо-коррекционное сопровождение учащихся 1-4 классов.
  • Социально - защитное сопровождение учащихся 1-4 классов.

Системо образующий вид деятельности.

  • Русские народные праздники.
  • Фестивали сказок.
  • Осенние праздники, посвященные природе, растительному и животному миру.
  • Коллективный творческий праздник, посвященный семье, пожилым людям, друзьям составляется на основе народных традиций, семейных преданий, фольклора.
  • Коллективный творческий праздник, посвященный подведению итогов за учебный год, посвященный школе, педагогам и учащимся. Строится на основе народных традиций.
  • Экскурсии, выезды на природу с родителями.
  • Концерты, спектакли.

II ступень (5-8 классы). Воспитательная система социальной ориентации.

Формирование отношения к ценностям:

  • 5-6 класс. – Человек как феномен мира.
  • 7-8 классы .Общество как феномен культуры.

Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:

  • Литература родного края
  • Деловой этикет.
  • Риторика
  • Возрождение народных традиций
  • Юный художник.
  • Семейный бюджет.
  • Возрождение души.
  • Экономика
  • Методики дифференцированного, индивидуального обучения.
  • Технология ситуативного успеха, соотнесения.
  • Технология социального проектирования.
  • Социально – психологическое сопровождение учащихся 5-8 классов.

Системо образующий вид деятельности.

  • Традиционные коллективные дела.
  • День Знаний.
  • Традиционный осенний кросс, посвященный П.Прокопьевой.
  • Туристические походы.
  • Краеведческие задания.
  • Организация работы ДО “Краеведы Приилимья”

III ступень (9-11 классы). Воспитательная система рационально-образовательной ориентации.

Формирование отношения к ценностям:

  • 9-10 класс. Образ жизни.
  • 11 класс. Позиция личностного “Я”.

Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:

  • Экономика.
  • Этика и психология семейной жизни.
  • Художественная обработка материалов
  • Экология человека.
  • Профессиональная подготовка.
  • Спортивные секции.
  • Методики эвристического и проблемного обучения.
  • Методики дифференцированного и индивидуального обучения.
  • Психолого – диагностическое сопровождение учащихся старших классов.

Системо образующий вид деятельности.

  • Творческие дела, сопряженные со спецификой образовательного процесса, во время которых выделяются как коллективные победители, так и , активные участники.
  • Комплекс мероприятий, посвященных вопросам экологии, туризма.
  • Цикл олимпиад по предметам.
  • Праздник Первого и Последнего звонка.
  • Конкурс “Парни на все 100%”
  • Научно – практическая конференция старшеклассников.
  • КВН.
  • Встречи с интересными людьми
  • Поездки, экскурсии в ВУЗы.
  • И др.

7. Условия эффективности реализации концепции.

  • Материально техническое обеспечение.
  • Документы, фиксирующие ход налаженной работы.(программы, планы и др.)
  • Функциональное распределение обязанностей педагогов.
  • Разнообразие организуемой деятельности детей.
  • Благоприятный социально-психологический климат в школе.
  • Профессиональное мастерство педагогов школы.

8. Критерии эффективности реализации концепции.

Основными критериями выбраны воспитанность детей и профессионализм педагогов. Воспитанное положительное отношение к наивысшим ценностям жизни как основаниям личностной индивидуальной жизни является общим критерием.

Из множества критериев оценки воспитанности нами были выбраны основные и составлена “Программа педагогического мониторинга” и “Диагностико – прогностическая система классного руководителя”.

Полученные сведения расширяют и углубляют знания педагогов о детях, подсказывают возможные причины, питающие отрицательные проявления или, наоборот, способствующие закреплению и развитию положительных черт.

Обязательные условия успешности воспитательной концепции:

  1. Способность образовательного учреждения эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника.
  2. Защищенность и комфортность учащихся школы.
  3. Степень соответствия реального образа школьника моделям выпускника ступеней школы.

Приложение 1

Приложение 2