Сотворчество педагога и одаренных учащихся в учебной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями.

Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для них желанная умственная игра, состязание. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «выскочка».

В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, внедрения современных технологий в экономику, востребован конкурентно-способный выпускник, поэтому внимание к детям, опережающий сверстников – актуальнейшая задача школы.

В «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» 5 ноября 2008 года Президента РФ Д. Медведева говорится, что школа должна помогать учащимся становится самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми; они должны получить возможность раскрыть свои способности.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Существуют специальные виды одаренности : академические, художественные, творческие, лирические, танцевальные, музыкальные, психомоторные, более широкая – общая умственная одаренность.

Учебное сотрудничество и сотворчество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по направлениям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) групповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от всех других направлений сотрудничество ученика «с самим собой».

В сотворчестве с учителем ребёнок является субъектом инициативы. Сотворчество будет эффективным, если:

  • интересы и усилия направить на разрешение проблем ребёнка,
  • есть готовность к совместному исследованию проблемы,
  • наличие (знаний, умений, ресурсов) ребёнка и педагога для решения проблемы.

Для того чтобы учащийся и учитель добились результативности в учебной деятельности, необходимо знание психологических особенностей учащихся, степень развития его психических функций, мотивации к учебной деятельности, знать какой вид одарённости преобладает у ребёнка.

С первых месяцев обучения выявляются педагогом-психологом на основе диагностического обследования, анкетирования родителей учащихся, опроса учителей, руководителей кружков способные, потенциально-одаренные, одаренные дети. Мною заполняется приведенная ниже таблица ( дана в сокращении). Это необходимо, так как есть дети с нераскрытой, т.е. незамечаемой учителями и родителями одарённостью. После выявления художественных, танцевальных, музыкальных способностей рекомендую родителям дополнительное образование. Необходимо создать для детей особую развивающую среду, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное развитие. Как правило, наличие одних способностей влечёт за собой развитие других.

Общие интеллектуальные способности

Академические способности

Художественные способности

Творческие способности

Лидерские способности

Танцевальные, музыкальные способности

Спортивные способности

Агейчик А.

физкультура, рус.яз,окр.м.

Деревцов Н.

Перовская Е.

Ратушная В.

Комисарова

Агейчик А.

Коротких В.

матем,
окр. м

Проказова Е.

Цыцарова

Ламов А

Смирнов И.

Пьянкова В.

Кравцов Д.

труд, изо, мат, чт.

Ступенькова А.

Ратушная В.

Бармина Н.

Бармина А.

Ламов А

После детального изучения каждого ребёнка, выделяю группы с высоким уровнем творческого мышления, низким, средним.

При планировании урока методически строю его, ориентируясь на различный уровень способностей учащихся. С первых дней обучения обращаю внимание на детей с общей умственной одарённостью, в противном случае, у них может потеряться интерес к школе, снижается мотивация к учебной деятельности. Задания, как правило, даю нестандартные, творческого характера, воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления. Очень интересны задания ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу); задания «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.

Пример: 10-6. Найдите значение разности. (4, 4, …3, 4). У Вовы – 3, и у меня 3. Кто с нами согласен? В классе обязательно поднимется несколько рук и ропот протеста. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точке зрения, основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания – на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.

Такие задания воспитывают привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

Пример:

– Какое слово длиннее: час или минута, мышка или мишка, усы или ушки?
– В каком слове звуков меньше слон или воробей
– Есть ли твердые согласные в слове «кирпич»?
– Правда, что корова и теленок, однокоренные слова?

Отчетливое различие точек зрения на слово можно воспитывать у школьника, если практически на каждом уроке ученики работают с заданиями – «ловушками».
Применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, использую такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяют достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях со способными детьми и, следовательно, повышать уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем.

Фрагмент урока математики. 2 кл.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема: Вычитание с переходом через десяток.

Цель: познакомить с новым приёмом вычитания.

IV. Актуализация знаний

Работа в группах. (у слабой группы подсказка)


Проблемная ситуация.





Отработка математической речи

Закрепление

 

2 4 6
Составьте всевозможные двузначные
24 26 46 42 62 64
Придумайте разности так, чтобы 26 было вычитаемым.
64 – 26
62 – 26

46 – 26
42 – 26
Что мы умеем считать? (46 – 26)
Ваша задача придумать способ счета, используя ваши знания. Рассматриваем все виды счёта.
Выходим на способ: 26 – это 24 + 2
Далее комментирование:
64 – 26 = 64 – 24 – 2 =
62 – 26 = 64 – 22 – 4 =

Психолог Берулава Г.А. утверждает: “Продуктивное (творческое, креативное, эвристическое) мышление имеет место в том случае, если субъектом, в результате возникновения проблемной ситуации, продуцируются новые для него знания и умственные действия. Таким образом, если удельный вес продуктивности высок, говорят о собственно продуктивном мышлении”.

Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с 1 класса, составление кроссвордов, загадок, ребусов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше самими собой, т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При выполнении данных видов работ я обязательно озвучиваю автора, что, во-первых, повышает самооценку ученика, а, во-вторых, возникает элемент соревнования, в результате которого повышается творческая активность. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. При этом развивается и обогащается речь детей.

Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; умение рассуждать логически и пользоваться понятиям. Первое, из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Например, работая над развитием связной речи, использую различные виды пересказа: краткий, творческий, выборочный. На уроках чтения использую творческие задания:
– чтение по ролям, инсценирование,
– прошу сочинить предысторию или продолжить события,
– превратить рассказ в сказку;
– задаю вопросы на ассоциации: «Когда ты слушал это стихотворение, чей голос тебе представлялся? Какую музыку ты услышал? Попробуй изобразить музыку красками»;
– отгадай стихотворения по детским рисункам;
– поощряю любой вид творчества: сочинение стихов, сказок.

Необходимы такие вопросы, которые позволяли бы связывать чтение с активной мыслительной деятельностью, становились бы толчком к самостоятельному раздумью над прочитанным, вели к определённым обобщениям. Часто использую «дорисовывающее» задание, предложенное психологом И.В.Дубровиной: дать словесное описание картины, один из фрагментов которой закрыт, а потом даю задание проверить себя.
На уроках математики применяю технологию укрупнения дидактических единиц – УДЕ. ( П.М.Эрдниева) В этой технологии широко используется умозаключения по аналогии – важнейшему элементу дивергентного мышления. Побуждаю детей к решению задач нестандартными способами. Ещё А.Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного итого же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Особенно ярко сотворчество учителя и ученика проявляется в работе по исследованию какой-то проблемы, когда выстраивается совместная деятельность:

  • собеседование о способностях возможностях, интересах, интересах, хобби ученика,
  • совместное планирование деятельности по исследованию.
  • поиск и подбор материалов для работы,
  • осуждение результатов деятельности.

При обсуждении поддерживаю критическое отношение ребенка к происходящему обращаясь к нему, как бы спрашивая у него совета : «Не знаю, какой вариант лучше, что ты думаешь по этому поводу?», «выбор, в конечном счете, будет только за тобой», «попробуй другой вариант».

Бывает, что ребенок не может проанализировать проблему в целости, поскольку видит только ее часть, или у него не хватает каких-то конкретных знаний или умений. В этом случае активно включаюсь в эту проблему, взаимодействую с ребенком как равноправный субъект с равноправным субъектом, которые направляют свои индивидуальные усилия в общем деле.

Активно использую проектную деятельность в личностно-ориентированном обучении.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся. Процесс выдвижения гипотез всегда сопряжён с поиском, в котором проявляется момент сомнения. И именно сомнение у детей с высоким интеллектуальным развитием выступает как стимул для дальнейшей исследовательской активности, развивает исследовательские способности учащихся, формирует умение самостоятельно работать с литературой, знакомит с состоянием проблемы в науке, ребенок учится анализу источников. Т.о. подготовка учебно-исследовательских работ формирует навыки абстрактно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), развивает умение творчески осмыслить проблему, самостоятельно найти критерии для этого, воспитывает осознанное отношение к культурно-историческим ценностям.
В результате совместной деятельности дети приобрели навыки исследовательской работы от моно проектов до исследований длительного характера по времени и объёмного по содержанию. Со своими работами они выступали на районных чтениях:

  • в VII районных ученических чтениях, посвящённых 175-летию Д.И.Менделеева 2006 г. « Из чего состоит мир?»
  • в первых муниципальных соревнованиях юных исследователей « Шаг в будущее» 2007г., где заняли третье место. «У меня идут года…»
  • в районном конкурсе исследовательских работ « От славянской письменности – к современным технологиям» 2008 г. «В начале было Слово…»

Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу. Поэтому у моих детей заведены «папки открытий», в которые они заносят интересную для них информацию на протяжении обучения в начальной школе. Полученной информацией дети делятся на уроках, внеклассных занятиях.

Наблюдения за деятельностью учащихся отражаются в информационном листе «Способный ребёнок».

Информационный лист «Способный ребёнок»

1) Фамилия, имя – Бармина Анастасия
Класс 1 – 4 кл.

2) Психолого-педагогическая диагностика:

Показатели интеллекта

15.05.2004
1 кл.

23.05.2006
3 кл.

12.04.2008
4 кл

ВИП

106

108

110

НИП

116

118

124

ОИП

120

124

132

В ходе психолого-педагогического сопровождения наблюдается: значительный рост психических функций, интеллектуального развития. Уровень мотивации высокий. Хорошо развито дивергентное мышление, богатый словарный запас, хорошо развит кругозор, наглядно-образное мышление, инициатива, самостоятельность.

.3) Результаты обучения (итоговая аттестация)

Предметы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 

  2004–2005 2005–2006 2006–2007 2007–2008 2008–2009
Русский хор. хор. 4 4  
Математика удов хор. 4 4  
Литература хор. отл. 5 5  
Окружающий мир хор. хор. 4 5  
Английский язык   хор. 5 5  
ИЗО отл. отл. 5 5  
Музыка отл. отл. 5 5  
Труд хор. отл. 5 5  
Физкультура хор. хор. 4 5  

В первом и втором классах отметки не выставляются, но на каждого ученика мною заведена тетрадь, где фиксируются результаты деятельности ученика в течение двух лет.

4) Научно-исследовательская работа

Класс

Тема

1 кл.

О словах разнообразных, одинаковых, но разных. ( для урока)
Сколько сантиметров в слове «локоть»? для урока

2 кл.

Откуда берётся ветер? Какие опасности могут подстерегать меня дома.

3 кл

Клювы бывают разные. В царстве трёх склонений (презентации для уроков).

4 кл.

«У меня идут года» (для района). 3 место

5) Рекомендации психолога

Год

Рекомендации

2004–2005 Обратить внимание на развитие мелкой моторики, на повышенную возбудимость. Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного выбора, не торопить в учебной деятельности.
2005–2006 Поддерживать высокую мотивацию к учебной деятельности. «Программа под ребёнка»
2007–2008 Соблюдать преемственность в обучении при переходе во вторую ступень обучения, давать задания повышенной трудности. Творческого характера. Привлекать к исследовательской деятельности, не допускать перегрузки.

Из года в год веду детей к более высоким рубежам. В апреле 2008 года на базе нашей школы проходил районный семинар по теме: «Работа с одарёнными детьми». Мы с ребятами дали открытый урок для присутствующих гостей. В подготовке и проведении урока были задействованы все учащиеся под руководством способных детей. Они находились в поиске материалов, их отборе, подготовке вопросов в своих группах, систематизировали свои исследования по теме урока, которая была посвящена изучению новой темы. Раскрытие и изучение материала шло при непосредственном участии самих учащихся, их доказательств, выводов, дискуссий. Ребята получили возможность учить педагога и всех присутствующих на уроке, а я опиралась на их самостоятельность, опыт, мне необходимо было только умело варьировать между их суждениями, сообщениями, вовремя вплетать в канву урока обобщения по теме, акцентируя внимание на поставленных образовательных целях и задачах.
Надо было видеть счастливые лица многих учеников, когда они слушали отзывы присутствующих о их деятельности, все поняли, что я и мои ребята – одна «Команда», которая справится с любой задачей.
К концу обучения наблюдалась позитивная динамика интеллектуального развития.

Динамика интеллектуально развития способных и одаренных учащихся 1–4 кл.

Ф.И.О

1 класс

4 класс

Рост показат.

Рост в %

  ВИП* НИП* ОИП*                  
Алексей А. 144 115 123 153 133 148 9 18 25 6,25 15,7 20,3
Анастасия Б. 106 101 98 116 118 119 10 17 21 9,43 16,8 21,4
Николай Д. 101 115 105 118 129 125 17 14 20 16,8 12,2 19
Анастасия К. 137 97 110 144 110 121 7 13 11 5,11 13,4 10
Анастасия К. 123 120 117 140 128 138 17 8 21 13,8 6,67 17,9
Данил К. 124 107 112 145 117 136 21 10 24 16,9 9,35 21,4
Влад Ш. 142 111 121 150 127 143 8 16 22 5,63 14,4 18,2
Антон Л. 155 117 135 155 142 151 0 25 16 0 21,4 11,9
Виктория Р. 121 101 107 130 125 124 9 24 17 7,44 23,8 15,9
Общие показатели 1153 984 1028 1251 1129 1205 98 145 177 8,5 14,7 17,2
*Примечания:

ВИП – вербальный показатель интеллекта,
НИП – невербальный показатель интеллекта,
ОИП – общий показатель интеллекта

Чтобы дети имели высокий уровень способностей, успешно учились в школе, овладевали знаниями и не только по школьным предметам – необходимо играть в игры, которые должны соответствовать возрасту. Я использую и советую родителям следующую литературу:

  1. Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. Москва 2000
  2. Симановский А. Развитие пространственного мышления ребёнка. Москва 2000.
  3. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития» 1997.
  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6–7 лет; 7–8 лет; 8–9 лет; 9–10 лет) М.: Росткнига, 2006.

Сейчас мои выпускники в 5-м классе. На психолого-педагогическом консилиуме по вопросу «Реализация преемственности в обучении и воспитании учащихся 5-х классов» было отмечено, что учащихся моего класса обладают высоким уровнем знаний, творческой инициативой, самостоятельностью.
Сейчас у меня первый класс и надо начинать всё сначала, но каждый раз по-новому.