Урок физики в 8-м классе "Решение задач" по теме "Плавление и кристаллизация твердого тела"

Разделы: Физика


“Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения”.
Д. Пойа

Цели:

  • Приобретение навыков решения качественных, графических и расчетных задач, на определение количества теплоты, необходимого для плавления твёрдого тела и выделившегося при отвердевании тела.
  • Развить общие навыки решения физических задач.
  • Развивать навыки работы в группе.
  • Совершенствовать рефлексию учащихся о собственных способах решения задач.

Оборудование и наглядности: конверты с карточками, задачами и заданиями, графики.

Подготовка к уроку: учащиеся делятся на группы, оценки команд за каждый этап урока фиксируется на доске экспертной группой старшеклассников, для подведения итогов и общего анализа урока.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Про теплоту начнем рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас
Мозги не доведём мы до плавления
Их тренируем до изнеможенья!
Задачу мы любую одолеем
И другу помочь всегда сумеем!

Первый этап

Совместное целепологание и мотивация в форме дискуссии вокруг важности темы урока. При этом выдвигаются и обсуждаются следующие вопросы:

  • Почему важно уметь решать физические задачи?
  • Какие сложности ученики испытывали ранее при решении физических задач?
  • Каковы критерии эффективного решения физических задач?
  • Чему именно необходимо научиться при решении задач?
  • Где и зачем пригодятся эти умения и знания?
  • С чего нужно начинать, чтобы решить задачу?

Ответы учащихся о критериях эффективности решения задач: быстрота решения и его качество (количество верно выполненных этапов решения, правильность результата, безошибочность и четкость записи решения)

Второй этап

Учитель предлагает классу конверт №1, ученики самостоятельно должны ответить на следующие теоретические вопросы:

  1. Что называется плавлением?
  2. Что называется кристаллизацией?
  3. Что такое температура плавления тела?
  4. Что понимают под удельной теплотой плавления тела?
  5. Выбрать формулу для определения количества теплоты, которое тратится для плавления тела любой массы.
  6. Как называется зависимость количества теплоты от массы в математике?
  7. Что является графиком такой зависимости?

Третий этап

Далее учащиеся работают в парах. Каждая пара из конверта №2 выбирает задание, обсуждает ответы на поставленные вопросы, которые оформлены на отдельных карточках.

Вопросы ученику для самоанализа:

  1. Какое твердое тело расплавится в ладони?
  2. Почему в северных районах используют спиртовые термометры?
  3. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
  4. Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово?
  5. В чем причина постоянства температуры при плавлении и кристаллизации?
  6. Два куска льда расплавляют при t = 0º С при трении друг о друга, нагреется ли при этом лед?

Четвертый этап

Выявление наиболее эффективных способов решения задач учащимися. Каждый алгоритм анализируется, обсуждаются его положительные и отрицательные моменты, все стратегии обобщаются и записываются на доске:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Мысленнно представьте соответствующую описанию жизненную ситуацию.
  3. Вспомните обозначения физических величин.
  4. Определите уровень сложности задачи.
  5. Запишите данные задачи.

Учитель предлагает конверт №3 в котором предложены качественные и графические задачи, каждый ученик выполняет задачу на отдельном листе:

1. В сосуде находился лед при температуре -10 º С. Сосуд поставили на горелку, которая выделяет в равные промежутки времени одинаковые количества теплоты. Какой из графиков изменения температуры со временем, построенный для этого случая верный и в чем ошибочны остальные графики?

2. Два тигля с одинаковым количеством расплавленного свинца остывают в разных помещениях?- в теплом и холодном, какой из графиков построен для теплого помещения и какой для холодного?

3. Какая энергия требуется для плавления олова массой 4 кг, свинца массой 10 кг, алюминия массой 2 т, взятых при температуре плавления?

4. Какая энергия выделится при отвердевании меди массой 1 кг при t =1085º С?

5. По изображенному графику нагревания и плавления стали начертите график её отвердевания.

Рефлексия:

подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание.

Ученикам предлагаются на выбор задачи различной сложности и возможность использовать при их решении свою последовательность действий или предложенную на уроке.