Урок русского языка по теме "Портретный очерк. Подготовка к сочинению по картине Б.М. Кустодиева "Портрет Федора Шаляпина"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создавать свой текст.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация. < Приложение 1 >

Ход урока.

I. Организационный момент. №1

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы закрепляем знания о портретном очерке и готовимся к домашнему сочинению в жанре портретного очерка. №2, 3

- Давайте вспомним, что мы знаем об очерке. №4

III. Проверка д/з.

- Что такое очерк? В чем его особенность как жанра публицистики? (В чем его отличие от заметки? (сообщение о событии), репортажа (подробный рассказ очевидца о событии), статьи (привлечение внимания к важной проблеме). №5

- О ком рассказывает портретный очерк? Какие люди становятся героями очерка?

(человек высоких моральных качеств,…)

- Из каких составных частей строится портретный очерк? (описание внешности героя, рассказ о его деле, профессии, творчестве, отдельные факты биографии, описание особенностей характера героя, его речи, эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.)

- Итак, текст должен быть публицистического стиля, а типы речи какие и где будете использовать?

IV. Собирание материала к сочинению.

1. Работа с картиной Б. М. Кустодиева.

- Послушайте музыкальный фрагмент. Кто исполнитель?
- Рассмотрите картину. Кто герой этой картины? Что вы о нем знаете? №6

2. Сообщения учащихся о Ф. Шаляпине. < Приложение 2>

Прослушивание музыкальных отрывков. №7, 8

- Чем заинтересовал художника этот человек?
- Как вы думаете, почему именно портрет Б. Кустодиева взял с собой Шаляпин и не расставался с ним до конца своих дней? Постараемся ответить на этот вопрос в процессе работы над картиной.

Все художники испытывали влияние Шаляпинского творчества. Каждое выступление Шаляпина для слышавших и видевших его художников являлось событием, будило высокие чувства, рождало новые творческие замыслы. Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь и творчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным (ведь он сам добился этих высот). Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов-Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. «Портреты актера-человека с тысячью лиц» это не наслоение масок, скрывающих его душу, а ряд фильтров, через которые частицы его живого образа проходят все более чистыми и определенными. Из нескольких портретов складывается единый сложный образ, а при сравнении становиться наглядно ясно, какие его аспекты оказались близки каждому из портретистов. О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всех портретов написанных Борисом Михайловичем Кустодиевым.

Среди всех портретов, написанных Кустодиевым, так же, как и среди портретов Шаляпина, написанных разными художниками, кустодиевский Шаляпин признаётся лучшим.
В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня.
Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.

3. Сообщения учащихся о художнике. № 9, 10. < Приложение 3 >

  • Каким вы представляете себе художника?
  • А что вы еще знаете о художнике? Что вы узнали о художнике, читая дома упр. № 393.
  • Какие отношения связывали этих людей?
  • Что поражает в жизни художника? В чем особенность его творений?

- Послушайте, что Шаляпин писал про творчество Кустодиева: «…Его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой… его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы – вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника… такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».

V. Анализ картины

- Внимательно еще раз рассмотрите картину. Каким вы видите Шаляпина? №11

- Какие эпитеты из прочитанного дома упр. 395 можно использовать при описании картины?

На фоне плоскостного, яркого лубочного пейзажа, изображающего ярмарку, стоит огромная, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. На нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Он только что поднялся сюда: шуба его распахнута, разноцветный вязаный шарф развевается по ветру. У ног его любимый бульдог Ройка. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. И центром, вершиной всего этого мира является человек, в котором широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с огромной полнотой.

- Почему художник изобразил певца возвышающимся над праздничным гуляньем? (3 абзац).

Шаляпин оглядывается. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом русский город. Первоначальное название картины «Новый город». №12. На просторной заснеженной площади, окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, кипит веселый праздник широкой масленицы. Березы там невыразимо высокие, возвышенные парящие над землей в белом инее, как фонтаны из снега. Повсюду оживленная толпа. В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий переливающихся красок. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью: отливал розовым снег, испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор; лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров; «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры

- Обратите внимание на позу, используйте 1 абзац упр. (стоит вполоборота, словно идет куда-то, энергичный поворот головы, потому что всю жизнь был в движении, старался добиться своей мечты, в частности, организовать свой театр, шуба расстегнута – душа нараспашку).

Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека – мужчина, заложивший руку за борт пальто, и две девочки. Эти фигуры писались с Исая Григорьевича Дворщина – секретаря и друга Шаляпина – и дочерей певца – Марфы и Марины. Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое. За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока, и тоже удивленно воззрился на невиданного барина.

- Настроение? Цвета? (эпитеты из 2 абзаца)

Ярмарочное веселье – своеобразный рассказ о творчестве певца, о его биографии – биографии артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира. Он показал неразрывную связь артиста с народом: в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. Здесь и современность, и декоративность, и ирония, и пафос, и философское обобщение, и лубок. Это интереснейший памятник Шаляпину, и одновременно памятник русскому таланту вообще. Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева. И отчего он, пережив своего владельца, должен был вернуться в Россию. Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева. Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете и чувствуется ирония, и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна, крупным планом, он царит над миром). Перед нами как бы проходит вся жизнь артиста, портрет невольно заставляет задуматься над судьбой Шаляпина, над судьбой России. Работа Кустодиева обильно декорирована. Композиция в портрете у Кустодиева сложно построенная, портрет можно долго рассматривать. У Кустодиева рисунок мягкий, особенно тщательно работал он над лицом модели, об этом говорит предварительно выполненный эскизный портрет. № 13

У Кустодиева краски переливаются, постепенно становятся все ярче, все богаче.

№ 14

- Прочитайте последний абзац упр. Почему, увидев этот портрет, Шаляпин как в зеркало глянул? Почему же не расставался с ним?

VI. Итоги урока, д/з.

- Составим план к сочинению.

  1. Герой портретного очерка (общие сведения).
  2. Федор Шаляпин.
  3. О художнике.
  4. Картина-портрет:
    а) артист;
    б) город.
  5. Заключение.

- В каких пунктах плана будете использовать тип речи повествование? Рассуждение? (Не расставался с картиной, почему?) Описание?

- Написать сочинение по картине в жанре портретного очерка. №15, 16.