Урок-экскурсия "Героические страницы русской истории" в 6-м классе по теме "Решение текстовых задач"

Разделы: Математика


Тема урока: «Решение текстовых задач»

Цели урока:

  • Продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов.
  • Развитие логического мышления.
  • Использование исторического материала для развития познавательной активности учащихся.
  • Воспитание патриотизма.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, набор слайдов, географическая карта Москвы и Московской области.

Подготовка к уроку

  • Учитель заранее дает задание нескольким ученикам найти материалы о Бородинской битве, о войне России против армии Наполеона Бонапарта.
  • Готовится компьютерная презентация с материалами исторической битвы, содержащая математический материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Учитель говорит ученикам, что урок будет проведен в форме экскурсии.

1 ученик. В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Бородинской битвы. Почему память об этой далекой от нас баталии так важна? В первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы России Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ . Профессиональные военные сражались на Бородинском поле , под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи ,а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна - «просто война» превратилась в войну Отечественную.

2. Устный счет

Учитель. Ребята, представьте мысленно себе, что вы находитесь в центре Москвы на Кутузовском проспекте. (Показывает на карте Москвы). Перед нами здание Бородинской панорамы. Отсюда мы сейчас начнем нашу экскурсию.

Чтобы узнать интересные исторические факты, вам нужно устно решить уравнения и задачи. Решаем устно. А ответы записываем в столбик. Ответы закодированы.Если ответы правильные , то вы узнаете имя русского царя, в годы правления которого произошла Бородинская битва.
 
 Слайд 1 (Приложение 1)

Учитель показывает с помощью компьютера слайды с заданиями для устного счета.

Слайд 2

Слайд 3

30%=0,3

1) 46•0,3=13,8 тыс. чел. (на столько больше потеряли французы)

2) 46+13,8=59,8 тыс. чел. (потеряли французы)

Ответ: 59,8 тыс. чел.

Слайд 4

18,4:4=4,6 км/ч. Ответ:4,6 км/ч.

Слайд 5

168:600•100=28% (оставили французы в резерве)

Ответ: 28%

Слайд 6

Ответ: АЛЕКСАНДР

3. Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание дано на слайде.

Один ученик работает на доске. Затем взаимопроверка. Работа в парах.

Слайд 7

20%=0,2

25:0,2=125 тыс. чел. (численность Русской армии)

Ответ:125 тыс. чел.

Ученики проверяют друг у друга работы и ставят оценки.

2-й ученик. Знаете, кто назвал Бородинское сражение «схваткой гигантов»? Сам Наполеон. А уж он-то знал подробности не понаслышке! Много дней наша армия отступала с боями к Москве. И к 20 августа (1 сентября) 1812года заняла позиции под городом Можайском возле села Бородино. Как там у Лермонтова?

И вот нашли большое поле
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут…

4. Обучающая работа по теме.

Учитель. Решив задачу, мы узнаем, кого Наполеон считал лучшим генералом русской армии.

Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях. Задача разбирается вместе с учителем. Ответ задачи закодирован. Условие на слайде.

Учитель кратко сообщает о родах войск, участвующих в Бородинской битве.

Слайд 8

 

Было первоначально

 Стало

 1 полк

 x

 x-8

 2 полк

 x

 x+8

Так как в 1 полку стало в 3 раза меньше, то составим уравнение.

3•(x-8)=x+8

3x-24=x+8

x=16

Ответ: 16 офицеров. БАГРАТИОН.

5. Самостоятельная работа (под копирку).

Текст заранее написан на доске. Затем самопроверка. (Один экземпляр собран учителем)

Ответы на крыльях доски открываются после окончания работы.

Вариант 1

Вариант 2

Решить уравнение

2(x-4,5)+3,6=12
x+6,8=3x-9,4

0,5(2x+8)-6,2=5,7
4x+4,8=2x-7,6

Ответы:

1 вариант: 8,7; 8,1

2 вариант: 7,9; -6,2

5. Подведение итогов.

6. Задание на дом.

(Презентация к уроку представлена в Приложении 1)