Методическая разработка уроков по темам "Ремонт пружинных манометров", "Автоматические регуляторы и комплексные системы АСР"

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип урока: Комбинированный по технологии концентрированного обучения.

Структура урока:

  1. Лекция
  2. Самостоятельная работа
  3. Практическое занятие
  4. Зачёт

Общие методы:

  1. Повторение: восприятие, понимание.
  2. Осмысление, запоминание.
  3. Применение, закрепление.
  4. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Средства наглядности:

1) Плакаты:

  • «Виды ремонтов»;
  • «Пружинные манометры».

2) Таблицы:

  1. «Алгоритм разбора манометров»;
  2. «Блок-схема основных неисправностей».

3) Информационный материал:

  • Учебник Жарковский Б.И. «Приборы автоматического контроля т регулирования», гл.12, *7;
  • Жарковский Б.И «Справочник молодого слесаря по КИП и А», гл. 4, *4.4

4) Пружинные манометры типов МТИ, ОБМ.
5) Набор инструментов.
6) Ручка, мел, доска, указка.
7) Инструкционная карта: «Ремонт электроизмерительных приборов».
8) Контрольные вопросы.
9) ТСО: кадаскоп.

Цели:

Обучающие:

1. Изучить устройство, принцип действия, работу пружинных манометров.
2. Сформировать первоначальные умения по ремонту манометров.

Развивающие:

  1. Развить умение анализировать причины неисправностей и способы их устранения.
  2. Развитие визуальных аналитических навыков по нахождению дефектов пружинных манометров.

Воспитательные:

  1. Воспитание самостоятельности и самоконтроля.
  2. Привитие навыков аккуратности в оформлении конспектов.
  3. Строго соблюдать правила техники безопасности.

1-й урок

Проблемная лекция

Цель: сформировать и углубить знания о приборах измерения давления.

Ход урока

  1. Организационная часть,
  2. Сообщить тему и цель урока.

  Предлагаю вашему вниманию вопросы для повторения: по опорному конспекту.

  • Что называется давлением? В каких единицах измеряется?
  • Какое бывает давление?
  • Из каких узлов и деталей состоит пружинный манометр?
  • Как классифицируются манометры по классу точности?
  • Как подбирается манометр с учетом его предела?
  • Как эксплуатируется манометр? Какие требования ТБ необходимо соблюдать?

Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуйтесь опорным конспектом, плакатами своими конспектами.

- Задание всем понятно - 2-3 минуты готовиться.

Раздаю информационный материал.

Опрос по желанию с места, у доски.

В процессе эксплуатации у манометров возникают отказы-неисправности.

Демонстрация видов брака.

Обратимся к таблице «Неисправности…» и остановимся по подробнее на причинах:

- Почему возникает та или иная неисправность?....

Проговариваем таблицу

Эта таблица вам необходима к подготовке к экзаменам, защите. Поэтому ее сохраните, и вклейте в конспект.

Анализ работы:

- Выставление оценок за 1 урок.

2-й урок

Самостоятельная работа

Цель: Научить студентов пользоваться информационно-справочным материалом для более углублённого усвоения лекционного материала, его осмысления.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Повторить вопросы лекции 1 урока:

Я предлагаю для более глубокого и осмысленного изучения этих элементов самостоятельно проработать материал учебника Жарковский Б. И. и выполнить задание:

1. Прочитать учебник *7 главы 12;
2. Ответить письменно на вопросы главы:
3. Решите задачу.

На выполнение задания отводится 30 минут. Время ограничено. Необходимо учиться распределять свое время.

Сделать анализ работ - проверка работы и выставление оценок за 2 урок.

3-й урок

Практическое занятие

Цель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.

Ход урока

1. Организационная часть – 2 минуты.

Рассаживаются по двое. Выдача инструкционных карт.

2. Вводный инструктаж:

а) ознакомление с темой и целью урока;
б)  подведение итогов по предыдущим урокам;
в)  введение в тему. Знакомство с инструкционной картой. Повтор ТБ. – 5-10 минут.

3. Распределение электроизмерительных приборов.

4. Текущий инструктаж. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда соблюдение ТБ. Целевые обходы. 5-10 минут.

5. Сбор работ. Уборка рабочих мест.

6. Заключительный инструктаж итогов с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака выставление оценок по критериям.

Критерии оценок за практическую работу:

  1. Скорость выполнения.
  2. Аккуратность в работе.
  3. Качество выполнения работы
  4. Правильность (чёткость) в работе.

5. Соблюдение ТБ

Результаты К.У. внесены в таблицу.


п/п

Ф. И.

Критерии

К.У.

     
     
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-й урок

Зачёт

Цель: Проверка степени усвоения знаний.

Ход урока

Зачёт проводится с применением тестового материала. Тест состоит из 10 заданий.

Результаты заданий студенты оценивают по «Шкале оценок», применяя самоконтроль.

Шкала оценок:

10-9 заданий - «5»
8-9 заданий - «4»
7-8 заданий – «3»
до 7 заданий - «2»

Обсуждение К.У. – коэффициента усвоения.

Анализ работы педагога на блоке. Вопросы:

Анализ работы педагога и студентов на блоке.

Вопросы:

- Что было наиболее интересным на уроке?
- Что запомнилось?
- Какие трудности испытывали на уроке?
- Что было непонятным?

В заключение урока хотелось бы внести термин «Унификация» сигнала. Это тема последующих занятий.

1. Оценки за урок (общие).

2. Домашнее задание на следующий урок.

Инструкционная карта

Тема. Разборка, ремонт и настройка манометров.

Цель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.

Объект работы. Монтажный стол с источником давления и ремонтируемый манометр.

Задание

Указание к выполнению задания

Источник информации

Определить тип прибора, его класс точности и предел измерения Внимательно осмотреть шкалу прибора и выполнить задание. Например, манометр типа МК/манометр кислородный/, класс точности 1,0, и предел измерения 0-0,6МГ1а/0-6 кгс/см / См. 2, §3 гл.4; конспект по курсу «Контрольно-измерительные приборы автоматика»
Определить материал трубчатой пружины манометра, её подвод к штуцеру Обратить внимание на цвет трубчатой пружины: кроме специального назначения пружины изготовляют из латуни или стали /для высокого давления/; на способ соединения пружины со штуцером Манометр /без корпуса/, установленный на монтажном столе
Перечислить и назвать основные элементы пружинного манометра Внимательно рассмотреть работу кинематического узла прибора при воздействии усилия на трубчатую пружину То же
Попытайтесь начертить кинематическую схему прибора/упрощенно/. Используйте полученные знания из задания /см.п.З/  
Представьте алгоритм разборки манометра Учащиеся должны указать последовательности операций по разборке корпуса прибора и разборки кинематического узла См./2/,рис. 78,а, б §6 гл. XI
Опишите порядок ремонта при замене трубчатой пружины Студенты должны определить метод демонтажа старой трубчатой пружины используемый инструмент и приспособления; тип припоя; метод опрессовки после замены и пайки новой пружины То же
Какие операции производятся при регулировании секторного передаточного механизма пружинного манометра? Рассмотреть работу зубчатого сектора и трибки /см. /2/,рис.78//.  
Как устраняется постоянная по величине и знаку погрешность измерений манометра? Тщательно проверить манометр на специальном прессе; определить величину погрешности; проверить свои предположения с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе  
Описать и устранить пропорциональное изменение погрешности измерения манометра Проследить знак погрешности при поверки на специальном прессе определить величину погрешности; проверить свои предполагаемые действия по настройке прибора с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе  
Описать порядок поверки манометров на грузопоршневом манометре типа МП Внимательно осмотреть и усвоить назначение образцового контрольного/манометра и маховика пресса. Студенты должны знать назначение калибровочных грузов, место установки проверяемых манометров, определить назначение различных вентилей пресса См./2/,рис.78, 210 §6 гл.XI