Урок технологии с применением мультимедиа по теме "Ручные работы. Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ"

Разделы: Технология


Тема: «Ручные работы»

Урок №2: «Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ»

Цели урока:

- Закрепить знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ;
- Формировать представления о приёмах безопасной работы;
- Ознакомить с инструментами и приспособлениями для её выполнения;
- Воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении работ;
- Развивать интерес к профессии «портной».

Материально-техническое оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, набор игл, напёрстки, булавки, портновский мел, колышек, манекен, резец, нитковдеватель, ножницы, сантиметровая лента, чёрный ящик

Дидактика: учебник «Изготовление мужских и детских сорочек», тетрадь, карточки – задания по теме «Безопасные приёмы работы», контрольные листы с таблицей.

Презентация: Приложение 1.

ХОД УРОКА

Учитель

Ученики

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день, я рада вас видеть. На прошлом уроке мы с вами познакомились с правильной организацией рабочего места при выполнении портным ручных работ. Обратите внимание на мой рабочий стол.

 

Здесь две группы предметов. Что вы здесь видите?

Называют знакомые им инструменты (ножницы, иглы, булавки и т. п.)

Правильно. А как можно все эти предметы назвать общими понятиями?

- Инструменты и приспособления.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ – тема нашего сегодняшнего урока. Нам предстоит узнать о каждом из них более подробно.

 

- А для чего инструменты и приспособления нужны портному?

Верно. Но прежде чем приступить к работе с этими инструментами и приспособлениями, нам необходимо вспомнить правильную организацию рабочего места и безопасные приёмы работы.

- Для изготовления одежды.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

 

- На что влияет правильная организация рабочего места?

- На производительность труда и качество выполняемой работы.

- Какими могут быть размеры рабочего стола швеи – ручницы?

- Длина – 120 см, ширина – 70 см, высота – 80 см.

- Каким требованиям должна отвечать поверхность стола?

- Гладкий, без заусенец.

- Как должна быть освещена рабочая зона?

- Хорошо. Свет должен падать на рабочую поверхность сверху слева.

- Чем должно быть снабжено рабочее место портного при выполнении ручных работ?

- Винтовой стул, подставка для ног, бобинодержатель, магнит для ножниц, подушечка для игл и булавок, мусоросборник и т.д.

- Каким должно быть расстояние от глаз работающего до изделия?

- Не менее 30 см

ИГРА «Я ЗНАЮ».

Сейчас вы разделитесь на две команды. Вам будут предложены заготовки частей предложений, которые нужно соединить по смыслу, чем быстрее, тем лучше. (Приложение 2)

 

Например: При работе с иглой … обязательно надевать напёрсток.

Попеременное озвучивание правильных ответов двумя командами.

Вы хорошо знаете, как правильно организовать своё рабочее место. А как в народе говорят о труде портного? Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается об «орудиях» труда портного.

«Семь раз отмерь – один отрежь», «По одёжке встречают - по уму провожают», «Куда иголка – туда и нитка»…..

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Хорошо. Вы правы. А знаете ли вы, что в старину говорили «шить одежду – это иголками колодец копать». Как вы понимаете это?

- Работа портного трудная.

Действительно, работа портного требует старания и терпения, она очень трудоёмкая и кропотливая. Множество мелких предметов даны портному в помощь, чтобы облегчить и обезопасить его работу.

Пришло время познакомить вас с инструментами и приспособлениями, которыми вы будете работать на практике.
По ходу моего рассказа (Приложение 3) вы будете заполнять таблицу.

 

(Учитель, рассказывая, демонстрирует инструменты и приспособления, а также показывает приёмы работы ими.)

Заполняют таблицу:

Инструменты

Приспособления

Ручные иглы Булавки
Напёрсток Портновский мел
 И т.п. И т. п.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

На ваших столах лежат проверочные листы с таблицей: «Инструменты для ручных работ» (Приложение 4)

Название инструмента

Назначение

Предъявляемые требования

     
     

 

Вы должны пользуясь учебником стр.. 82-84 заполнить колонки в этой таблице. За выполненную работу выставляется оценка в журнал. На выполнение работы предоставляется 15 минут.

(Через 15 минут учитель собирает работы).

Самостоятельная работа с учебником «Изготовление мужских и детских сорочек» Е. Ч. Макарова, А. В. Корнеева Москва «Высшая школа» 1992
 стр. 82-84.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

- Ребята, какую тему мы сегодня с вами изучили?

- Инструменты и приспособления.

Я предлагаю вам, угадать какой предмет лежит в чёрном ящике! Узнать это можно только с помощью ваших наводящих вопросов. На которые ответ может быть «ДА» или «НЕТ».

Задают вопросы.

Например:

- Это острое?
- Это круглое?
- Это металлическое? И т. п.

(В чёрном ящике, например, лежит сантиметровая лента.)

- Сантиметровая лента.

- Вы правильно угадали. А для чего она нужна портному?

- Для измерения фигуры человека, ткани…

- Какие требования к ней предъявляются?

- Должна быть из прочного нерастяжимого материала, с металлическими заклёпками на концах.

- А какие ещё инструменты вы теперь знаете?

- Ножницы, ручные иглы…

- Чем отличаются инструменты от приспособлений?

- Приспособления облегчают определённые виды ручных работ портному, а инструментами портной непосредственно работает.

Тему вы усвоили. Активность на уроке была высокой. За работу на уроке (называет фамилии учащихся) получают следующие оценки.

Урок окончен.

 

Используемая литература

  1. Амирова К.Э., Труханова А.Т. «Технология швейного производства», М: Издательский центр «Академия», 2004 г.
  2. Макарова Е. Ч., Корнеева А. В. «Изготовление мужских и детских сорочек». М: «Высшая школа» 1992 г.
  3. Перевод с английского А. Юрасовской «Как шить красиво», М: Издательство «Мир» 1990 г.
  4. Составитель Березин Н. «Мудрость тысячелетий. Энциклопедия», М: «Олма-пресс», 2006 г.