Занятие с национально-региональным компонентом по окружающему миру в старшей группе по теме "Путешествие на ковре-самолете"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: дать элементарные экологические знания о дереве, тайге;

Учить самостоятельно, добывать знания под ненавязчивым руководством воспитателя, учить выявлять и разрешать противоречия, закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы, развивать интеллектуальные способности детей, творчество, фантазию, воспитывать любовь к родному краю.

Материал: деревья, иеранга, река, якутский флаг.

Ход занятия

Дети входят в группу, воспитатель говорит:

- Дорооболорун, - здравствуйте.

Пожелала здоровья на двух языках - на якутском, потому что мы живем.

Дети: в Саха Якутии.

- Мы живем на прекрасной якутской земле.

Дети: мы все говорим на русском языке.

- И на русском, который объединяет нас всех.

Ребята, поприветствуйте (приветствие детей). Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем летали и ездили в сказках?

Дети: на ступе. Пользовались сапогами-скороходами. Но в ступу не поместятся несколько человек, а пара сапог, вообще, для одного. Остается ковер-самолет.

- С какими средствами передвижения его можно сравнить?

Дети: с самолетом, вертолетом.

Ковер-самолет хорош тем, что ему не нужно горючее, он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте.

- Садимся на ковер-самолет, закрываем глаза и поднимаемся в воздух. Под нами проплывают бескрайние просторы тайги, оленьи стада, собачьи упряжки.

Приземляемся.

- Открываем глаза. Попали мы в лес. В старину здешние народы почитали деревья. И немудрено без дерева, не мыслилось жилище, и всякая утварь, не было бы без него живительного огня. О дереве складываются песни легенды, сказания.

Символические изображение священного дерева, служили представления народа залогом земного счастья. И сейчас на дорогах Якутии встречаются увешанные разными тряпочками и обложенные монетками деревья.

- И вот мы на полянке "Отгадай-ка", предлагаю вам загадку:

"Весной веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает".

Дети: дерево.

- Почему дерево весной веселит?

Дети: Дерево цветет, радует своей красотой, благоухает.

- Почему летом холодит?

Дети: в тени дерева прохладно.

- Почему осенью дерево питает?

Дети: поспевают плоды на деревьях.

- Почему зимой согревает?

Дети: дровами топят печи.

- А сейчас поиграем в игру " Хорошо - плохо". Давайте договоримся дослушивать фразы до конца. Если хорошо, то показывает пальцевой знак вверх, если плохо, то вниз.

- Выросло высокое дерево. (Дети показывают пальцем).

- Дерево закрывает свет солнца.

- От дерева свежий воздух, дает красоту.

- Во время сильного ветра высокое дерево может упасть.

- Дерево дает чистый кислород, здоровье.

- Дерево преграждает дорогу.

-Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей.

Дети: деревья надо обрезать, старые вырубать, сажать и выращивать новые деревья.

- Что же вы видите? (Табличка - дерево).

Дети: части дерева.

- Назовите их и опишите. Какой ствол?

Дети: широкий - толстый внизу, потоньше вверху, покрыт корой, от ствола идут ветки, на них иголки, плоды, а в плодах - семена.

- А что это?

Дети: корни.

- Что случится, если у дерева повредить корни?

Дети: может болеть или совсем засохнуть.

- Может ли дерево жить без корней?

Дети: нет, корнями дерево держится в земле, корни берут из почвы воду и питательные вещества.

- Давайте дальше прогуляемся по тайге.

- Скажите, чем был пень?

Дети: деревом.

- Сук, чем был?

Дети: веткой.

- Яблоня, чем была?

Дети: семечком.

Ягода, чем была?

Дети: цветком.

- Береза, чем была?

Дети: сережкой.

- Ребята, мне кажется, мы заблудились, как много старых деревьев. Это дремучий лес, он называется тайгой. На огромных территориях тайги и мы живем с вами. А для кого еще тайга служит домом?

Дети: медведя. Медведь запасает жир на зиму и спит до весны.

Лось - таежный вездеход.

Олень - могучий, но очень пугливый.

- А каких животных, вы еще знаете?

Дети: ондатра, соболь, опоссум, бурундук, выхухоль, песец.

- Каких птиц знаете?

Дети: глухарь, куропатка, чайка, ворона, воробей, стерх, дятел.

- А что это такое? (Перед детьми жилище якутов).

Дети: жилище якутов - иеранга.

- Из чего строят оленеводы свои иеранги?

Дети: из оленьих шкур.

- Что наверху иеранги?

Дети: Якутский флаг.

- Где вы встречали этот флаг?

- Что обозначают изображение на флаге?

Дети: солнце - символ тепла.

- Белый - олицетворяет Якутский снег.

- Красный - богатые недра Якутии.

- Зеленый - тайга.

- Снова идем по тайге, мы с вами так далеко зашли в глубь, что оказались перед самой большой рекой Якутии, названной женским именем.

Дети: Лена.

- А какие еще реки в Якутии вы знаете?

Дети: Беркакит, Чульман, Олонгро, Омулинка.

- Что мы должны делать, чтобы наша тайга была благоухающей?

Дети: беречь лес, не мусорить, беречь от пожаров.

- Деревья, тайга для животных, птиц, а республика для нас - людей.

- Наше путешествие подходит к концу, мы занимаем места на ковре-самолете и возвращаемся в наш любимый детский сад.