Самостоятельная работа в старших классах на тему "Типы словарей"

Разделы: Русский язык


Самостоятельная работа на тему “Типы словарей”.

Цель работы:

  • повторить изученное по лексикологии;
  • научиться пользоваться различными словарями.

Ход работы

Задание 1.

Пользуясь толковым словарем русского языка установите однозначные и многозначные слова.

Вариант 1.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
(Ф.Тютчев)

Вариант 2.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
(А.Ахматова)

Задание 2.

Составьте схему связи значений многозначного слова. (Работа с лексико-семантическими вариантами)

Вариант 1.

Горло.

Вариант 2.

Ездить.

Задание 3.

Составьте синонимические ряды.

Вариант 1.

Смелый

Вариант 2.

Знаменитый.

Задание 4.

Подберите антонимы к словам.

Вариант 1.

Прибавить, спрыгнуть.

Вариант 2.

Уйти, зарыть.

Задание 5

Расскажите о значении и происхождении фразеологизма; подберите к нему синонимы, антоним.

Вариант 1.

Бить баклуши

Вариант 2.

Гол как сокол.

Задание 6.

Провести анализ отрывка по плану:

  • найти многозначные и однозначные слова;
  • найти слова с переносным значением, указать тип этого значения;
  • указать, если есть, синонимы, антонимы, омонимы;
  • указать заимствованные слова;
  • указать лексику ограниченного употребления;
  • найти экспрессивно-стилистическую лексику.

Вариант 1.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья.
Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
Их цель – иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
(А.С.Пушкин)

Вариант 2.

Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.
(С.А.Есенин)

Самостоятельная работа на тему “Словообразование”

Цель работы:

  • повторить ранее изученное;
  • рассмотреть основные принципы словообразования;
  • научить самостоятельной работе со словом.

Ход работы

Задание 1.

Дайте толкование терминов.

Вариант 1.

Основа слова, префиксальный способ словообразования, морфема, сложение, корень, безаффиксный способ словообразования.

Вариант 2.

Префикс, суффиксальный способ словообразования, интерфикс, аббревиация, суффикс, флексия.

Задание 2.

Выберите однокоренные слова, продолжите ряд.

Вариант 1

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
(И.Ф.Анненский)

Вариант 2

Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть…
(В.Я.Брюсов)

Задание 3.

Разберите слова по составу, определите способ словообразования.

Вариант 1.

Доныне, храбрец, по-новому, полив, пятьсот, дошкольный, носорог, созвездие, грузинка, дума.

Вариант 2.

Зоопарк, кое-кто, быстро, синь, подземный, отоварить, косогор, покупательский, сослуживец, ВВС.

Задание 4.

Провести словообразовательный разбор (опора на учебник Власенкова А.И.)

Вариант 1.

Боксер, брусок, подземелье.

Вариант 2.

Изгиб, обгореть, дом.

Задание 5.

Определите происхождение слова.

Вариант 1.

Награда, слива, огурец, смородина.

Вариант 2.

Прохвост, спичка, рубль, отруби.