Урок-игра по теме "Звездные ориентиры"

Разделы:


Цель игры:

Выявление, изучение и развитие творческих и практических способностей учащихся.

Задачи игры:

  • Научить учащихся ориентироваться на местности с помощью звездных ориентиров - Солнца, Луны, звезд;
  • Развить фантазию, раскрыть индивидуальные творческие способности и познавательный интерес каждого ребенка;
  • Создать условия для формирования дружного коллектива и развитие личности в нем;
  • Воспитать личную ответственность за порученное дело.

Оборудование:

  • Компас;
  • Высотомер;
  • Гномон;
  • Карта звездного неба.

Учитель. - Ребята, сегодня на занятии мы вспомним, как ориентироваться в походе по звездным координатам. Мы разобьемся на 2 команды. Победит та команда, которая ответит на большее число вопросов.

Учитель. - Ребята, я вам прочитаю рассказ о том, как Веселый Гномик помог ребятам ориентироваться в лесу. Но это не законченный рассказ, мы вместе с вами должны его закончить.

Слушайте внимательно, отмечайте ошибки сделанные ребята, отвечайте на вопросы, помогайте ребятам не потеряться в лесу.

Четверо друзей Сережа, Ваня, Никита, Антон решили совершить небольшой поход к домику лесника, Ваниному дедушке. Они взяли с собой бутылку воды, бутерброды. До дедушкиной сторожки было недалеко, всего 5 километров, но тропинка проходила по лесу. Мальчики взяли корзинки, чтобы набрать грибов. Перед выходом мама Никиты дала ему компас, а бабушка Вани “волшебную” дудочку. Бабушка сказала: - “Если случится беда, дунь в дудочку и появится Веселый Гномик, который тебе поможет”.

Вопрос №1.

Какие ошибки совершили ребята, собираясь в поход?

Для того, чтобы дойти до сторожки дедушки и не заблудиться, нужно было идти строго по тропинке, не сворачивая. Но, как только ребята вошли в лес, они увидели кусты малины, рядом с тропинкой было много земляники, а возле ближайшего дерева большой гриб. Им захотелось все попробовать, и они сошли с тропинки. К счастью они быстро поняли, что идут в другую сторону. Никита умел пользоваться компасом, и они быстро нашли свою тропинку. Увидев ручей, они решили сделать привал и покушать

После привала они спокойно и весело зашагали дальше. Теперь они уже не боялись потеряться, ведь у Никиты компас. После часа ходьбы они решили вернуться на тропинку, но компас пропал. Ребята поняли, что забыли компас на прежнем привале. Они испугались, но тут Ваня вспомнил про бабушкину дудочку. Набрав воздуха, он дунул в дудочку и появился маленький Веселый Гномик.

Веселый Гномик рассказал ребятам, что можно ориентироваться по сторонам горизонта с помощью Солнца. Он установил палку - Гномон в землю, расчистил вокруг поверхность.

Вместе с Веселым Гномиком ребята наблюдали за изменением тени от гномана. Они вспомнили, что самая маленькая тень от гномана бывает в полдень, и она указывает на север.

С ориентировавшись, ребята нашли тропинку и весело зашагали дальше, поблагодарив Веселого Гномика.

Вопрос №2

Как еще можно ориентироваться по Солнцу?

В лесу было так много интересного, что ребята вновь ушли с тропинки. Ваня и Антон нашли кусты малины. Ребята принялись собирать и есть малину. К ним присоединились Сережа и Никита. Вдруг, ребятам показалось, что в малиннике кто-то есть. Они испугались, вдруг это медведь. Ребята знали, медведи очень любят малину и бросились бежать. Вскоре они поняли что заблудились. Они долго бродили по лесу. На небе появились звезды. Ребята испугались, что ночевать придется в лесу. Опустив руку в карман, Ваня нашел дудочку. Он радостно закричал и дунул в нее. Появился Веселый Гномик.

Веселый Гномик рассказал, что в ночное время направление на север покажет Полярная звезда созвездия Малая Медведица. Ее найти легко, если знаешь созвездие Большой Медведицы. Полярную звезду находят, продолжив линию, соединяющую две крайние звезды Большой Медведицы, и отложив на ней расстояние, в пять раз большее, чем расстояние между этими звездами.

“Большая Медведица – сказал Веселый Гномик – сама является звездным ориентиром. Ковш Большой Медведицы в полночь весной направлен на восток, летом на юг, осенью на запад, зимой на север”.

Вопрос №3.

Веселый Гномик дал неправильные ориентиры. Где он ошибся?
По каким еще звездам можно ориентироваться на звездном небе?

А еще на небе светился месяц молодой Луны. Ребята вспомнили, что Луна также является ориентиром. Определив направление, ребята быстро нашли тропинку.

Вопрос №4

Как по фазам Луны можно определять стороны горизонта?

Вместе Веселым Гномиком ребята пришли в сторожку лесника. Дедушка был рад приходу ребят. Он поблагодарил Веселого гномика и рассказал ребятам, что по Луне можно определять время, а не только стороны горизонта.

Вопрос №5

Как определять время по другим фазам Луны?

Учитель. - Вот и закончился наш рассказ, а писали мы его все вместе. Теперь подведем итоги нашей игры и поздравим победителей, тех ребят, кто знает, как не заблудиться в лесу и помочь товарищам.

Домашнее задание будет следующим – написать свой рассказ о необычном путешествии и различных способах ориентирования.

Ответы на вопросы:

Ответ на вопрос №1 Необходимо составить карту движения, отмечая стороны горизонта. Необходима карта местности.
Ответ на вопрос №2 С помощью часов.

Повернуть часы так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой 1 (летнее местное время), раздели пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

С помощью школьного высотомера.

Угол отклонения отвеса равен высоте светила над горизонтом.

В полдень самая большая высота Солнца над горизонтом – это точка Юга.

Ответ на вопрос №3 Ориентирование по Большой Медведице можно, но не по ковшу, а по ручке ковша Большой Медведицы

В полночь весной она направлена на восток, летом на юг, осенью на запад, зимой на север.

Над точкой Юга

  • в мае, в полночь, находится созвездие Волопас,
  • в июле Лебедь, Орел,
  • в сентябре Пегас
Ответ на вопрос №4 В полночь полная Луна находится над точкой юга. Растущая Луна (растущие концы направлены влево) восходит на западе. Убывающая Луна (острые концы направлены вправо) на востоке.
Ответ на вопрос №5 Примерно определить время по виду луны.

Полная луна – восходит в 18.00.
Убывающая, ущербная луна – восходит около 21.00.
Луна последней четверти – восходит в полночь.
Серп убывающей луны – восходит около 3.00.
Молодой месяц (новолуние) – восходит в 6.00.

Луна первой четверти – восходит в полдень в восточной части небосклона.