Проведение зачетов по геометрии. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т.д. можно строить по-разному.

С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

Оба вида зачетов можно проводить в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако, это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решить на зачете.

Итак, можно выделить, например, следующие четыре вида зачетов:

  • открытый тематический зачет,
  • закрытый тематический зачет,
  • открытый текущий зачет,
  • закрытый текущий зачет.

Требования к проведению зачетов:

  • зачет не должен содержать большой объем информации
  • зачет должен быть дифференцированным
  • с вопросами и задачами учащиеся должны быть предварительно ознакомлены
  • на зачете должна быть возможность улучшения оценки
  • четкая организация зачета.

Приведу пример открытого тематического зачета по геометрии в 7 классе.

(учебник под ред. Л.С.Атанасяна).

Цель проведения зачета:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме;
  2. Проверка умений и навыков решения задач по изученной теме.

Зачет №1 (глава первая)

Вопросы к зачету по теме “Треугольники”:

  1. Определение треугольника, элементы треугольника, периметр.
  2. Первый признак равенства треугольников.
  3. Второй признак равенства треугольников.
  4. Третий признак равенства треугольников.
  5. Определение биссектрисы угла треугольника.
  6. Определение высоты треугольника.
  7. Определение медианы треугольника.
  8. Определение равнобедренного треугольника.
  9. Свойства равнобедренного треугольника.
  10. Какие треугольники называются равными.

В проведении зачета на уроке мне помогают консультанты. Обычно, это

3-4 человека, имеющие по предмету оценку “5”. Консультанты сдают такой зачет заранее.

Класс распределяется на группы по числу консультантов. Консультанты объ-

являются на зачете. Каждый консультант опрашивает учащихся своей группы и заполняет следующую карточку:

Консультант

Алферов А.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Бубнов А. + + + - + + - + + + 4
2.Андреева О. - + - + - + + + + + 3
3.Киреев С. - - - + + + + + + + 3
4.Власова Т. + + + + + + + + + + 5
5.Никитин М. + - + + + + + + + + 4

Каждому ученику выставляется оценка за вопросы:

  • “5”- 10 вопросов
  • “4”- 9-8 вопросов
  • “3”- 7-6 вопросов
  • “2”- менее 6 вопросов.

Ученик, сдавший теорию, приступает к решению задач.

Предлагаются следующие виды задач:

1.На “3”:

Отрезки АС и ВД пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Докажите, что треугольник АВС равен треугольнику СДА.

2.На “4”:

В равнобедренном треугольнике основание в два раза меньше боковой

стороны, а периметр равен 50 см. Найдите стороны треугольника.

3. На “5”:

Докажите, что в равных треугольниках медианы, проведенные к равным

сторонам, равны.

Зачет №2

Зачет по теме “Параллельные прямые” (глава третья)

Вопросы к зачету:

  1. Определение параллельных прямых
  2. Что такое секущая?
  3. Назовите углы, образованные при пересечении двух прямых и секущей.
  4. Признаки параллельности двух прямых.
  5. Условие и заключение теоремы; определение теоремы, обратной данной.
  6. Теоремы, обратные признакам параллельности прямых.
  7. Что такое аксиома ?
  8. Аксиома параллельных прямых.

Примерные типы задач к зачету №2:

1.На оценку “3”:

При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма двух

накрест лежащих углов равна 130 градусов. Найдите остальные углы.

2.На оценку “4”:

Разность двух односторонних углов при пересечении двух параллельных

прямых секущей равна 50 градусам. Найдите эти углы.

3.На оценку “5”:

Две параллельные прямые пересечены секущей. Докажите, что биссектрисы накрест лежащих углов параллельны.

Зачет №3 (глава 4)

Зачет по теме “Соотношения между углами и сторонами треугольника”

Вопросы к зачету:

  1. Теорема о сумме углов треугольника.
  2. Виды треугольников (по типу углов).
  3. Определение прямоугольного треугольника; стороны прямо угольного треугольника.
  4. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
  5. Следствия из теоремы.
  6. Неравенство треугольника.
  7. Свойства прямоугольных треугольников.
  8. Признаки равенства прямоугольных треугольников.

 Примерные типы задач к зачету №3:

1.На оценку “3”:

а)Найдите угол А треугольника АВС, если угол В равен 78 градусам, а

угол С на 23 градуса больше угла В.

б) Найдите угол при основании равнобедренного треугольника, если

угол при вершине 84 градуса.

2.На оценку “4”:

а) В равнобедренном треугольнике СДЕ с основанием СЕ проведена высота

СК .Найдите угол ЕСК, если угол Д равен 54 градуса.

б) Постройте треугольник по катету и противолежащему углу.

3.На оценку “5”:

а) Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна

7,6 см , а боковая сторона треугольника равна 15,2 см. Найдите углы это-

го треугольника.

б) Периметр равнобедренного треугольника равен 25 см, а разность двух

сторон равна 4 см. Один из его углов - острый. Найдите стороны

треугольника.

Зачет считается сданным, если ученик сдал теоретическую часть и решил задачу.

Учитель может выставить за зачет две или одну оценку. При спорных ситу-

ациях (например, задача решена верно, а теория на оценку “3”) учитель может задать дополнительный вопрос, либо выставить среднее арифметическое.

Консультанты могут оказывать помощь в решении задач только слабым учащимся, либо решают дополнительную задачу. Решение задач на “3” и “4” могут проверить консультанты, задачи на “5” проверяет учитель.

Т.о., помощь консультантов значительно экономит время и позволяет проводить небольшие по объему зачеты во время урока.