Конспект урока химии по теме "Алкины. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические свойства"

Разделы: Химия


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепить ее, проверить уровень усвоения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- добиться усвоения учащимися понятий: “алкины”, “тройная связь”;

- способствовать закреплению следующих понятий: “гомологи”, “гомологический ряд”, “гомологический разность”, “изомеры”;

- продолжить совершенствование химического языка учащихся через использование химической терминологии и номенклатуры;

- создать условия для осуществления внутрипредметных связей (на примере гибридизации);

2. Воспитательные:

- продолжить развитие научного мировоззрения учащихся по средствам познаваемости мира, раскрытия закона диалектики (перехода количества в качество) на примере зависимости физических свойств алкинов от числа атомов углерода в составе;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся через аккуратное оформление записей на доске и в тетради;

- способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективном труде на примере работы в группах по моделированию;

3. Развивающие:

- способствовать развитию внимания и памяти учащихся;

- развивать познавательный интерес учащихся и их наблюдательность через проведение демонстрационного эксперимента;

- продолжить развитие устной речи учащихся при ответах у доски;

- продолжить развитие абстрактного мышления учащихся (моделирование молекул алканов, алкенов, алкинов), приемов логического мышления на примере сравнения (углерод-углеродных связей в алканах, алкенах, алкинах), анализа (при выведении общей формулы алкинов), умений делать выводы (по строению алкинов).

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Актуализация знаний
  4. Формирование представлений о системе новых знаний и осознание новой учебной информации учащимися
  5. Закрепление материала
  6. Подведение итогов, запись домашнего задания

Методы урока: объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснение с демонстрацией опытов и средств наглядности, выполнение типовых заданий).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование и реактивы:

- наборы для шаростержневого моделирования (4 шт.);

- колба Вюрца с пробкой;

- штатив с лапкой;

- резиновая трубка;

- стеклянная трубка;

- химический стакан;

- пробирка (2 шт.);

- штатив для пробирок;

- спички;

- мокрая тряпка;

- дистиллированная вода;

- карбид кальция (кусочки);

- раствор перманганата калия;

- бромная вода.

Организация класса

На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку: наличие тетрадей, письменных принадлежностей, порядок на рабочих местах. Настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Целеполагание и мотивация

Называет тему урока, обращая внимание на важное значение данного класса органических соединений для многих сфер жизни человека. Просит учащихся сформулировать цель урока.

Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.

3. Актуализация знаний

Предлагает учащимся решить задачу на нахождение молекулярной формулы углеводорода.

С помощью вопросов предлагает учащимся вспомнить материал прошлых уроков:

1. Что такое предельные углеводороды?

2. Что такое непредельные углеводороды?

3. Что такое кратные связи?

Слушает внимательно ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Оценивает готовность учеников к восприятию нового материала.

Просит учащихся записать на доске структурную формулу углеводорода, молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова.

Учащиеся решают задачу, называют ответ.

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, исправляют ошибки.

Проверяют свою готовность к усвоению нового материала.

Записывают на доске структурную формулу углеводорода.

4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации

I. Сообщает учащимся, что соединение, структурная формула которого изображена на доске, называется ацетилен, и он является простейшим представителем алкинов.

Предлагает учащимся попытаться дать определение алкинов. Внимательно слушает ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Сообщает учащимся общую формулу алкинов, записывает ее на доске.

Записывают название вещества.

Формулируют определение алкинов, исправляют, дополняют друг друга, записывают определение и общую формулу в тетрадь.

Формирует представление о строении алкинов на примере ацетилена (по схеме):

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи.

Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, рассказывают сами.

Сообщает учащимся информацию об изменении электроотрицательности атома углерода в зависимости от типа гибридизации. На основе этого объясняет способность замещения атома водорода на металл у алкинов с концевой связью

Предлагает учащимся составить таблицу по сравнению связей в алканах, алкенах, алкинах по следующим характеристикам:

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи

- характерный тип реакции.

Создает условия для обсуждения результатов работы, побуждает учащихся исправлять ошибки и недочеты друг друга.

Предлагает учащимся смоделировать молекулы этана, этена, этина, работая в группах.

Учащиеся воспринимают информацию, делают записи в тетрадях.

Составляют таблицу, обсуждают результаты, исправляют ошибки и недочеты свои и друг друга.

Разбиваются на группы, моделируют молекулы этана, этена, этина.

Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:

1. Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Демонстрирует опыт по получению ацетилена и обесцвечиванию раствора перманганата калия(см. приложение). Задает вопросы по ходу эксперимента по поводу того, что наблюдается.

2. Можно ли с помощью бромной воды отличить алкены от алкинов?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и горению ацетилена (см. приложение). Предлагает учащимся отметить результаты опытов (изменение окраски раствора, цвет пламени). Записывает уравнения реакций на доске. Предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления ацетилена перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов.

Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости химических реакций алкенов и алканов, делают вывод о том, что алкены активнее вступают в химические реакции, чем алкены, а также о том, что с помощью бромной воды нельзя отличить друг от друга алкены и алкины. Записывают выводы и уравнения реакций в тетради, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют.

II. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили, что такое:

- гомологи

- гомологический ряд

- гомологическая разность

- изомеры

- чем отличаются изомеры от гомологов.

Предлагает учащимся составить гомологический ряд алкинов, начиная с этина.

Учащиеся дают определения, поправляют, дополняют друг друга.

Составляют гомологический ряд алкинов, поправляют друг друга.

III. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся дать названия веществам, записанным на доске по систематической и рациональной номенклатуре. Записывает на доске названия веществ под их формулами.

Делают записи в тетрадях, называют вещества.

IV. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся.

Предлагает учащимся написать формулы изомеров для вещества состава C6H10. Проходит по рядам, следит за ходом работы.

Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи.

Пишут структурные формулы изомеров, один учащийся записывает на доске несколько примеров.

V. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану:

- агрегатное состояние

- температуры кипения и плавления

- плотность

С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этене.

Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос, решают задачу.

5. Закрепление

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу по номенклатуре, суть которой заключается в назывании веществ по их сокращенной структурной формуле. Объясняет задание. Следит за ходом проведения работы.

Внимательно слушают учителя, воспринимают объяснения учителя. Индивидуально выполняют задание.

6. Подведение итогов, запись домашнего задания

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Делают выводы.

Записывают домашнее задание.

Литература

  1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2005.
  2. Кузнецова Н. Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Программа курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля. Сборник программ для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006.
  3. Цветков Л. А. Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1988.
  4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 1995.
  5. Артеменко А. И. Органическая химия. М.: Высшая школа, 2002.
  6. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987.
  7. Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
  8. Назарова Т. С. и др. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.