Использование технологии адаптивного обучения на уроках химии

Разделы: Химия


Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности школьников и технологий обучения.

Эффективным средством развития навыков исследовательской деятельности учащихся является опора на технологию адаптивного обучения, которая реализует личностно-ориентированный подход.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Задачей учителя является полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей. В том числе и в познании химии.

Процесс обучения строится на принципах: самоактуализации, индивидуальной личностной направленности, выбора, творчества и успеха, доверия и педагогической поддержки учащихся.

Принятие на себя учащимися активной роли в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования исследовательских навыков, так как большинство выпускников Лицея ориентированы на продолжения обучения в вузах. Как необходимо организовать учебный процесс, чтобы сформировать творческое отношение школьников к учебной деятельности, чтобы каждый урок превращался в научное открытие, был личностно значимым, чтобы знания, полученные на уроке, были востребованы в повседневной жизни?

Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.

Предметом учебного исследования является “переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательских заданий является познанием еще непознанного.

Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.

Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

Приложение № 1

Для лучшей подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ для тренировки и получения определенных навыков, я предлагаю экзаменационную работу по органической химии для учащихся 10 класса в форме ЕГЭ, разработанную и апробированную мною.

Задание для работы на семинаре по теме “Алкены”

Блок 1

1. Укажите у каких соединений имеются цис-, транс-изомеры:

Назовите эти вещества. Объясните, почему вы их выбрали и изобразите их в цис- и транс- форме.

2. Сколько веществ изображено следующими формулами:

3. Напишите структурные формулы всех непредельных у/в состава С4Н8 и назовите их.

4. Среди перечисленных веществ выберите: изомеры и гомологи пентена: 2-метилбутен; пентен-2; бутен; циклопентан; 2-метилбутан; 1,2-диметилциклопропан.

Блок 2

1. Напишите структурные формулы всех алкенов С8Н16, образующихся при каталитическом дегидрировании 2,2,4-триметилпентана и назовите их.

2. Дегидратацией каких спиртов можно получить

  • 2-метилбутен-2
  • 4-метилпентен-1

3. Какие у/в можно получить:

    • при дегидрогалогенировании
    1. 2-хлор-2-метилбутана
    2. 3-хлор-2-метилбутана
    3. 2-бром-2,3-диметилбутана
    • при дегалогенировании
    1. (CH3)2CBr-CH2-CH2-Br
    2. (CH3)3C-CHCI-CH2CI

Блок 3

1. Предложите схему синтеза пропионовой кислоты из 1,2-дибромпропана.

2. Какие два вещества вступили в реакцию и при каких условиях, если образовалось:

  • бутанол-2
  • бутанол-1 + KCI
  • 2-метилпропен + KCI + H2O

3. Напишите уравнения реакций присоединения:

  • хлорида йода к 2-метилбутену-2
  • бромоводорода к 3,3,3-трифторпропену

4. Напишите уравнения реакций по схеме:

А -> В -> пропен -> Д -> А

5. Напишите уравнения реакций окисления пропена:

  • водным раствором KMnO4
  • кислым раствором KMnO4 при нагревании

    Тест (Блок 1)

1. Расположите существенные признаки геометрической изомерии в возможной логической последовательности: 1- наличие двойной связи между атомами углерода; 2 - различные свойства; 3 – различные заместители у каждого атома углерода при двойной связи; 4 – различное пространственное положение заместителей по отношению пи-связи.

  1. 1-4-3-2
  2. 2-3-4-1
  3. 1-2-3-4
  4. 1-3-4-2

2. Вещество имеет цис- и транс- изомеры:

  1. H2C=CHCH3
  2. 2-метилбутен-2
  3. 3-метилпентен-2
  4. (CH3)2C=C(CH3)2

3. Отвечает ли правилам современной международной номенклатуры название “2-этилбутен-2”

  1. да
  2. нет

4. Какое из приведенных названий соответствует структуре соединения:

  1. 4-изопропилгептен-4
  2. 2-метил-3-пропилгексен-3
  3. 3-метил-1-этил-2-пропилбутен
  4. 4-изопропилгептен-3

    Приложение №2

    Итоговая работа по химии для учащихся 10-х классов по материалам I полугодия

    Вариант I

    Блок "А"

1. Объем (л) при н.у. 60 г этана равен:

1) 22,4 л 2) 4,48 л 3) 44,8 л 4) 67,2 л

2. Общая формула гомологического ряда алкинов:

1) CnH2n + 2 2) CnH2n 3) CnH2n – 2 4) CnHn

3. Сумма коэффициентов в уравнении: С2Н4 + KMnO4 + H2O ®

1) 5 2) 10 3) 12 4) 15

4. Число структурных изомеров, отвечающих формуле С5Н10

1) 8 2) 6 3) 4 4) 2

5. Метилциклопропан и бутен-2 являются:

1) структурными изомерами 2) геометрическими изомерами

3) гомологами 4) одним и тем же веществом

6. Объем этилена (н.у.), необходимый для получения 19,8 г 1,2 дихлорэтана равен:

1) 22,4 л 2) 44,8 л 3) 3,36 л 4) 4,48 л

7. Этан от этилена можно отличить с помощью:

1) гидроксида натрия 2) раствора фенолфталеина

3) раствора перманганата калия 4) этанола

8. В результате следующих превращений:

образуется конечный продукт (х4)

1) этан 2) пропан 3) бутан 4) нитроэтан

9. Способ получения этилена – это …

1) дегидрирование бутана 2) дегидратация этилового спирта

3) действие натрия на 1,2-дихлорпропана 4) циклизация гексана

10. Пропан вступает в реакцию …

1) изомеризации 2) присоединения

3) замещения 4) полимеризации

Блок "В"

1. Установите соответствие между реакциями и их именными названиями

    1 2CH3Br +2Na ( t )-> А Зелинского
    2 CH3-C? CH + H2O (Hg2+,[H+])-> Б Вюрца
    3 3CH? CH (t 600, C)-> В Лебедева
        Г Кучерова
        Д Вагнера
        Е Зелинского-Казанского

2. В схеме превращений 1-бромпропан -> Х -> бензол

Относительная молекулярная масса вещества Х равна ____ (запишите число с точностью до целых)

3. Допишите уравнение реакции. В ответе укажите сумму коэффициентов_________

С3Н6 + KMnO4 + H2SO4 ->

(пропен)

4. Объем воздуха в литрах, необходимый для сжигания смеси, состоящей из 6 г этана и 5,6 л этилена (н.у.) равен _______ (запишите число с точностью до десятых)

Блок "С"

1. Объясните SЕ на примере аренов.

2. Запишите уравнения реакций получения этилена 3-мя способами.

3. Осуществите превращение:

4. Задача. При сгорании 4,8 г органического вещества образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) и 5,4 г воды. Плотность по водороду этого вещества равна 16. Определите формулу этого вещества.