Идеи просвещения в русском искусстве XIX века

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: показать на примере творчества И.Н. Крамского (“Христос в пустыне”) появление в русском искусстве идей просветительства

Задачи:

  • познакомить с историей создания картины И.Н. Крамского “Христос в пустыне”;
  • показать значение данной картины для русской интеллигенции конца 19 века, ее современное звучание;
  • развивать навыки анализа произведения искусства, выявить взаимосвязь художественного образа и выразительных средств.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В 1872 году Иван Николаевич Крамской представил на выставке свое полотно “Христос в пустыне”. Картина стала явлением в культурной жизни России и любимейшим произведением русской интеллигенции. Возникает вопрос: как художник, возглавивший “бунт 14”, являвшийся вождем передвижников обратился к религиозной теме и почему ее так восприняли. Ведь излюбленный демократический жанр – это социальная бытовая картина. Мы должны разобраться в замысле картины, в ее содержании и понять, за что данное произведение было высоко оценено современниками.

(Показ картины всему классу.)

Работа в малых группах.

Каждая группа получает репродукцию картины И.Н. Крамского “Христос в пустыне”, описание сюжета из Нового завета (Евангелия) по которому создана картина.

Задание: прочесть описание сюжета и сделать вывод, какой момент изображен на картине.

Ученики: На картине изображен момент, когда Иисус по древнему обычаю должен был пройти очищение от скверны, возвысить свой дух молитвой и постом в полном уединении. Древний обычай требовал этого от тех людей, которые посвящали себя Богу. После того как Иисус провел 40 дней в пустыне, дьявол начал соблазнять и искушать его, но Иисус устоял и отверг все соблазны. На картине изображен момент когда Иисус пребывает в полном одиночестве и размышляет, а может, молится Господу Богу.

Учитель: Художника всегда интересовала тема человеческих отношений. И.Н. Крамской в 1858 году, будучи учеником Академии художеств, написал статью о картине А. Иванова “Явление Христа народу”, в которой была отмечена современность проблем социального равенства и правды человеческих отношений. В 1863 году на художника оказало воздействие полотно Н.Н. Ге “Тайная вечеря”, с нее Крамской даже делал копию. Его привлек конфликт Христа и Иуды, истинно человеческое и корыстолюбивый расчет. Над картиной “Христос в пустыне он начинает работать как раз в 1863 году. Это был очень важный год для русских художников.

Ученик: (краткий рассказ о “бунте 14”)

“Бунт 14” произошел 9 ноября 1863 года в Академии художеств. К постоянному конкурсу на Большую золотую медаль готовились 14 старшекурсников, но медаль могла достаться только одному из них, поэтому важны были одинаковые условия конкуренции. Между тем в Академии по традиции всем давался один и тот же сюжет. Тем самым в выигрыше был тот, чьи способности совпадали с требованиями сюжета. Кроме того, темы сюжетов были академические, очень далекие от реалий современной жизни. Тогда 14 выпускников обратились с просьбой о предоставлении им свободы в выборе сюжета, чтобы победил самый достойный. В просьбе было отказано. Тогда И.Н. Крамской от имени всех живописцев попросил освободить 14 человек от участия в конкурсе, все они подали заявления о выходе из Академии.

Учитель: Давайте продолжим историю о русских художниках, которые попытались высказать свое мнение о главных ценностях жизни и создать понятное русское искусство. После ухода из Академии И.Н. Крамской стал организатором Артели свободных художников, потом была создана более широкая организация: Товарищество Передвижных художественных выставок. В 1870 году был утвержден устав, а в 1871 году состоялась первая выставка. Деятельность Товарищества вдохновлялась благородными идеалами служения обществу, создания настоящего народного, идейного и реалистического искусства. Посмотрите картины и скажите о ком или о чем создавали картины передвижники? (показ слайдов картин передвижников).

Ученики: На картинах обычные люди (дети, рабочие, крестьяне), изображается жизнь этих людей. Часто можно увидеть пейзажи, очень русские. Тематика картин социально – бытовая.

Учитель: Действительно, творчество передвижников выражало интересы и чаяния народа. А И.Н. Крамской стал идейным вождем передвижников, который проявил не только талант художника, но и талант критика в своих письмах и статьях.

Учитель: Давайте подумаем, а был ли в жизни Крамского такой момент, когда он принимал очень важное для себя решение?

Ученики: Наверное, это тогда, когда он решил не участвовать в конкурсе. А может, когда стал во главе Артели художников?

Учитель: Вы правы, его поступки всегда требовали раздумий, размышлений о поисках честного, достойного пути в жизни. И.Н. Крамской заботился не только о себе, но и о своих друзьях.

В 1872 году на второй выставке передвижников была выставлена картина “Христос в пустыне”. Художник закончил картину, которую начал в 1863 году. Сейчас давайте послушаем самого И.Н. Крамского:

(Можно записать текст воспоминаний И.Н. Крамского на магнитофон.)

“Я видел эту странную фигуру… Я стал о ней думать. Он меня не видел. Он и ничего не видит, хотя глаза раскрыты. Он так долго просидит! Он сел усталый вечером, инстинктивно к заходящему солнцу, но и солнце зашло, уж и ночь…и так до утра. И я должен был попытаться его изобразить. Я почувствовал: вот как именно происходит в действительности драма, всякий из нас переживал в своей жизни такие критические минуты, разница в размере интересов… Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния, или какой-нибудь жизненной неудаче, а …все равно не могу определить, но вы понимаете, что я хотел сказать…Он сделал невозможным оправдание нашей подлости никакими мотивами…”

Как вы считаете почему художник выбрал именно этот сюжет и этого героя?

Ученики: Потому что Иисус Христос – это образ, который соответствует нравственным нормам Православия. Он совершает добрые дела, приносит себя в жертву ради людей, он дает людям истину, прощение. Данный фрагмент из Нового Завета показывает нам Иисуса в момент размышления. Художник писал в воспоминаниях о совести.

Учитель: И.Н. Крамской обдумывал замысел картины “в себе”, вынашивал его до ясного зрительского представления, которое потом останется перенести на полотно.

Над картиной он работает долго и тщательно: делает наброски фигуры сидящего Христа, его головы и даже лепит ее в глине. Потом художник совершает путешествие в Париж, для того чтобы увидеть произведения других художников на эту тему. В 1871 году И.Н. Крамской отправляется в Крым, он должен был познакомиться с чувством, которое испытывает человек, находясь на высоте горных возвышенностей. Крамской – художник субъективного типа, ему нужно было перевоплотиться в образ своего героя.

Посмотрите на репродукцию, рассмотрите фигуру Христа и скажите как художник передает нам процесс раздумий? (Склоненная голова, скорбно сдвинутые брови, печальные глаза, крепко сжатые руки.)

Как вы считаете, Иисус уже принял решение или нет? (Да, чувствуется нарастающая решимость, в стиснутых губах, суровом, осунувшемся лице).

Опишите пейзажный фон, на котором мы видим фигуру Христа? (Холодные, сумеречные краски ночи, появляющиеся розовато – золотистые цвета солнечного утра. Сизые тучи. Серые камни. Ощущение утреннего холода.)

Обратите внимание на линию горизонта, где она находится? (низко, тем самым приподнимая Христа над миром).

Учитель: Давайте сделаем вывод, удалось ли Крамскому показать значительность моральной победы, одержанной Христом над собой, в его раздумьях о готовности к самопожертвованию ради людей.

Ученики: Наверное, да. Главное в картине – фигура Иисуса. Художник сумел передать его настроение, чувства.

Учитель: Как вам кажется почему художник не использовал яркие краски, праздничные, ведь решение принято?

Ученики: Потому что Христос знал свою судьбу, свою трагическую обреченность, поэтому и краски – холодные тона.

Учитель: Данная картина стала своеобразным призывом к русской интеллигенции 19 века – а что вы готовы принести в жертву ради торжества добра, справедливости, любви? И.Н. Крамской сумел показать душевные муки человека, колеблющегося, выбирающего свой путь. Он призывал современников преодолеть эгоизм, корыстолюбие, выбрать добро и помогать людям.

Учитель: Дома, я попрошу вас обратиться к поэзии Н.А. Некрасова, чтобы ответить на вопрос: “В чем видит поэт предназначение современников, и есть ли общие черты в позициях художника и поэта?

Искушение Иисуса в пустыне
(для работы в группах)

После крещения Иисус, подобно Иоанну, удалился в пустыню. По древнему обычаю, каждый, посвящавший себя Богу или пророческому служению, обязан пройти очищение от скверны, возвысить свой дух молитвой и постом в полном уединении.

Иисус пробыл в пустыне, как того требовал обычай, сорок дней и сорок ночей. Все это время Иисус ничего не ел. На сороковой день почувствовал он сильный голод. Не успел Иисус подумать о пище, как появился дьявол и начал искушать его: "Если ты — действительно Сын Божий, то преврати камни в хлеб".

Иисус спокойно ответил дьяволу; "В Писании сказано: не хлебом единым живет человек, но Словом Божиим".

Тогда дьявол перенес Иисуса в Иерусалим, поставил на крышу храма и опять предложил ему: "Если ты — действительно Сын Божий, спрыгни вниз. Ведь сказано в Писании, что ангелы подхватят тебя, и ты не разобьешься".

"Еще в Писании сказано: не искушай Господа Бога Твоего", — твердо ответил Иисус.

Тогда дьявол вознес Иисуса на вершину самой высокой горы и в третий раз предложил ему: "Смотри, перед тобой — все царства мира, со всем их могуществом и богатством. Я могу их отдать тебе — только поклонись мне".

Но Иисус отверг и это: "Сказано в Писании: одному Господу Богу твоему поклоняйся и служи".

И, не добившись ничего, отошел дьявол от Иисуса Христа, убедившись, что не удастся соблазнить его.