Проектные методы обучения

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Цель: актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии.

Материал данной статьи рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации при внедрении технологии проектного обучения.

Проектируем – значит сознательно движемся к изменениям

Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников в активное самостоятельное познание.

Учебный процесс необходимо сделать более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и научить их практическому применению в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых технологий. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Конечно, прежде чем браться за реализацию этого метода, надо взвесить свои знания по данному вопросу. Необходимо изучить нужные методические разработки, четко понять цели и задачи этой работы, убедить ребят, что знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом. Перегрузки не будет, если тема проекта доступна и личностно значима.

Начинаю с того, что определяю: что такое проект? Не одно ли это то же, что и реферат? Приходим к выводу, что если реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи, то проект – предмет информационного поиска, аналитической работы, содержит выводы, обобщения.

Для успешной работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации,то есть методика работы над проектом включает этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация.

Проекты использую различные: индивидуальные и групповые, творческие и исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы.

Естественно, самый сложный момент – организация исследовательской деятельности.

Какова моя роль, роль учителя? Главное – это удержаться от прямых подскаэок, создать условия для активной деятельности, научить прослеживать свяэи между событиями и явлениями.

Подробно консультирую на подготовительно этапе, когда определяем тему, её конкретизируем, уточняем жанр, подбираем список необходимой литературы и то, в какой форме будет представлен проект.

Знакомлю ребят с ранее написанными проектами, что рождает чувство уверенности в своих силах.

Работу над проектами я осуществляю давно и рада , что сейчас об этом заговорили как о чем-то важном.

Несколько лет назад в качестве переводного экзамена по литературе в девятом классе я предложила публичную защиту проектов, посвященных декабристам. Это были межпредметные проекты, включающие связь и с историей, и с искусствоведением.

Мы установили связь с музеями Иркутска, Тобольска, Казани, Петербурга, встретились с потомками декабристов, дважды 14 декабря (день восстания) побывали в Петербурге, приняли участие в научно-практической конференции: «Новое о декабристах». Особый разговор – связь с музеем А.С. Пушкина ( Набережная Мойки, 12) и Эрмитажем, откуда получили в подарок несколько книг.

Темы наших проектов:

  • «Философские изыскания Никиты Муравьева»
  • «Портреты декабристов кисти Николая Бестужева»
  • «Географические открытия декабристов»
  • «Посвящения А. Пушкина Раевской-Волконской»
  • «Рисунки А. Пушкина на полях его рукописей»

Над этими проектами ученики работали в течение года, и в основе их лежали глубокие изыскания.

В последние два года работаю с учениками над проектами постоянно, ибо понимаю, что это формирует базовые компетентности, обеспечивающие языковую, компьютерную и информационную грамотность. Тематика проектов определяется их практической значимостью: «Представляю существительное», «Страна Глаголия», «Для чего нужны прилагательные?», «Знакомьтесь, причастие», «Заимствования в русском языке.Хорошо это или плохо?».

В течение 4 четверти прошлого учебного года ученики 7 класса работали над проектом «Энциклопедия слова» (мама, земля, солнце, глаза…)

Был предложен следующий план:

  • лексическое значение слова,
  • этимология слова,
  • фонетические изменения (если они есть),
  • слова-родственники,
  • синонимы,
  • антонимы,
  • слово во фразеологических оборотах,
  • слово в русском фольклоре (в пословицах и поговорках, загадках, легендах, народных сказках, играх, песнях),
  • слово в названиях произведений литературы,
  • слово в названиях картин художников,
  • слово в названиях художественных и документальных фильмов,
  • слово в собственных рисунках и стихах.

(Приложение)

Проекты были выполнены как в бумажном, так и в электронном вариантах. Последний этап этой творческой работы – публичная защита. Члены жюри – ученики 10 класса, заместитель директора, ведущий учитель. Оценивались грамотность представленных результатов, научность, логичность, умение вести дискуссию.

Проекты «Лингвистическое своеобразие стиля К. Бальмонта», цикл «Будем как солнце» и «Постигая Л. Н. Толстого» (исследование повести «Холстомер») удостоены дипломов муниципального литературного праздника, а проект «Мысль изреченная есть ложь – как понять это философское утверждение Ф. И. Тютчева?» на региональном конкурсе отмечен как один из лучших.

В настоящее время защищены проекты «Моя родословная» (5 кл.), «Второстепенные члены предложения» (8 кл.).

Готовясь к большому факультативному занятию «Морфология и культура речи», ученики по группам работают над проектами: «Функциональные омонимы», «Морфологические нормы русского языка», «Отличие кратких прилагательных, кратких причастий и наречий».

Таким образом, применение метода проектных технологий, думается, значительно повысит качество образования.