Урок по дисциплине "Этика деловых отношений" на тему "Национальные стили ведения переговоров"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Цель:

  1. Рассмотреть деловой разговор в сфере предпринимательской деятельности с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
  2. На основе отечественного и зарубежного опыта дать основные формы его реализации (деловая беседа, коммерческие переговоры, деловые совещания).
  3. Повысить культуру своей деловой устной речи.

Задачи:

  • закрепить уровень усвоения студентами знаний по теме:
  • "Особенности делового общения с иностранными партнерами";
  • закрепить навыки самостоятельного осмысления в переговорном процессе;
  • формирование знаний делового человека об особенностях национального этикета;
  • закрепление знаний правил поведения участниками деловых приемов;
  • способствовать развитию гуманистического отношения к миру.

План проведения занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Преподаватель ставит перед студентами проблему в виде вопросов.
  3. Обсуждение и анализ вопросов.
  4. Обобщающее слово преподавателя.
  5. Ответы студентов на поставленные вопросы.

Содержание

Открытого урока по дисциплине "Этика делового общения".

1. Вступительное слово преподавателя (10 мин.).

2. Вопросы по закреплению нового материала (30-40 мин.).

3. Обсуждение и анализ вопросов (15 мин.).

4. Оценка результатов работы студентов (10 мин.).

5. Домашнее задание (3 мин.).

6. Список рекомендуемой литературы (3 мин.).

Ход ведения открытого урока

Преподаватель:

"Переговоры - это не место для порывов, это место для дипломатии" (французская пословица).

Инициатива проведения переговоров всегда принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним.

Вопрос 1. Как Вы думаете, какова основная задача переговоров в психологическом плане?

Ответ: убедить собеседника принять Ваше предложение.

Вопрос 2. В какой форме должны переходить переговоры?

Ответ: в вежливо-предупредительном плане; все нетактические и грубые методы должны быть исключены.

Преподаватель дополняет:

Следует заметить, что и слишком

1) серьезная манера переговоров не соответствует успеху;

2) ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к достижению односторонних выгод;

3) большое значение имеет и психологический фактор на переговорах.

Профессиональный предприниматель обязан быть дипломатом, т.е. имеет в своем арсенале приемы, позволяющие найти путь к сердцу партнёра, снять их сопротивление, нейтрализовать их нечестных действий.

Преподаватель: Один из важнейших принципов переговоров - исключительное внимание к партнёру.

  • "Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо". (Плутарх)
  • "Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего". (Восточная мудрость)

Вторая часть - доклады студентов группы П-41.

Тема: "Выслушивание партнера как психологический прием" (материал из книг "Психология делового общения Г.В. Бороздина. (4-5 мин.)).

Доклад студента Фидельского Андрея.

Преподаватель: ситуация во время переговоров напрямую зависит от следующих обстоятельств:

  • отношения ведущих переговоров с их группами;
  • того, как сидят участники переговоров;
  • присутствие зрителей;
  • хода переговоров.

Преподаватель: О формировании переговорного процесса нас проинформирует Павелищев Александр.

Преподаватель: В наши дни международные контакты все более расширяются. Возможно, Вам придется вести переговоры с представителями иностранных фирм.

Вопрос: Имеются ли какие-нибудь особенности ведения переговоров с иностранцами?

Да, рассмотрим некоторые из них, опираясь на наблюдения и исследования, приводимые российскими бизнесменами и учеными.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство. Все это сказывается на особенностях деловых отношений и принятых правил поведения.

 Прочитать Эпиграф: "Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил". (Сервантес)

 Преподаватель: О деловой североамериканской культуре расскажет Пушкин Александр.

 Преподаватель: Деловая европейская культура намного старше американской. В той или иной степени для нее характерны отличительные черты деловой североамериканской культуры, но и здесь имеются национальные отличия и особенности.

О деловой немецкой культуре расскажет студент Чепилев Сергей (5-6 мин.).

Об деловой английской культуре слово Свистунову А. (5 мин.).

Третья часть. Небольшой диалог на английской языке об экономическом кризисе представляют студенты Рязанцев Дмитрий и Роман Шабурко.

Прошу дать оценку этому диалогу

Преподаватель: О французском межнациональном стиле рассказывает Рахматуллин Р. (5-6 мин.)

Преподаватель: Отличается своеобразием деловая культура Востока.

  • О японском стиле ведения переговоров расскажет студент Жирохов А. (5-7 мин.)
  • О китайской культуре доклад Гурайдуллина А. (5-6 мин.).
  • О деловых отношения с арабами расскажет студент Гевко С. (5-7 мин).

Преподаватель: При решении проблем на переговорах российские бизнесмены предпочитают действовать осторожно, не рисковать. О более подробном стиле российских переговоров расскажет Борков Е. (5-6 мин.)

Преподаватель: Всё это отнюдь не мелочи. Нарушение таких "мелочей" ведёт к весьма неприятным юридическим последствиям. На Западе никому, даже самым сильным, не разрешается безнаказанно нарушать деловую этику.

(после доклада задаю вопрос)

Преподаватель: Почему деловому человеку необходимо знать особенности национального этикета?

Ответ:

1) Ведение дел за границей;

2) Осуществление рабочих контактов с приезжающими в Россию иностранцами;

3) Умение вести торговлю;

4) Принятые решений;

5) Выполнение доступных договорённостей.

Вопрос: Какие факторы влияют на особенности национального этикета? В Чём проявляется их влияние?

Ответ:

  • тщательная подготовка к переговорам;
  • умение сохранить независимость;
  • профессионализм ведения переговоров;
  • незнание национальных особенностей делового этикета может привести на партнеров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов.

Вывод: В основе особенности делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.

Зачитать выдержку из серии "Заметки из моего блокнота" ( на парте у каждого) лист № 6.

Преподаватель: В какой бы форме не осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи. "Забери у меня всё, чем я обладаю. Но оставь мне мою речь. И скоро я обрету всё что имел". Даниэл Уэбстер.

Учитель:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать и продать и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
В.Шеднер

Преподаватель: Ведение деловых переговоров с иностранными партнёрами между бизнесменами - это изящная словесность, не риторическое упражнение - это средство достижения деловых целей. Она должна отвечать ряду требований, которые делают её убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

(Устьянова Таня)

Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи сегодня является обязательным условием любого делового общения.

Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение, словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культурой человека, его образованности. И очень современными кажутся слова А.П. Чехова: "Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать".

Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

Идет просмотр записи выступления ораторов - цель услышать правильно речь. (Смотрим запись)

Идёт комментирование записи.

Если останется время прочитать:

а) рекомендации, как не допускать ошибки в деловом общении при переговорах.

б) характеристику, где сейчас требуются молодые люди, имеющие навыки хорошего делового общения.

в) даю домашнее задание, объясняю упражнение № 6 "конкурс дикторов" (художественное чтение) или стр. 41 ( 3и 4) упр. Автор Мальханова "Деловое общение".

 Подведение итогов за урок:

1. Фидельский Андрей - 4 (хор.)

2. Павелищев Александр - 3 (удв.)

3. Пушкин Александр - 4 (хор.)

4. Чепилев С. - 4 (хор.)

5. Свистунов А. - 4 (хор.)

6. Рахматуллин - 4 (хор.)

7. Губайдуллин А. - 5 (отл.)

8. Гевко С. - 4 (хор.)

9. Жирохов А. - 4 (хор.)

10. Барков Е. - 4 (хор.)

11. Рязанцев Д. - 5 (отл.)

12.Устьянцева Татьяна - 4 (хор.)