Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Этап: Автоматизация звука “Л” в словосочетаниях и предложениях.

Тема: Звук “Л” в словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательная цель: автоматизировать звук “Л” в словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-развивающая цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательная цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход занятия

I. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: Ребята, я получила по электронной почте вот это сообщение.

Дети слушают компьютерную заставку – приглашение Лунтика в космическое путешествие.

Сообщение: Дорогие друзья, моей родной планете исполняется 1000 лет. Я очень хочу устроить в честь этого события грандиозный праздник – парад звезд. Но, для большого звездопада их не хватает. Часть звезд рассыпалась по вселенной, их необходимо собрать. Только тогда праздник состоится. Пожалуйста, помогите мне. Я вас жду.

II. Затруднение в игровой ситуации.

Логопед: А вы хотите помочь Лунтику, устроить парад звезд?

Дети отвечают.

III. Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

1. Логопед: Тогда нам необходимо приобрести билеты в необычный космический корабль. Билеты тоже необычные – они с картинками. Возьмите по одному билету, но выбирать можно только те, на которых картинка со звуком Л.

Дети выполняют задание. (Рисунок 1)

 

Рисунок 1

Логопед: Назовите картинки, которые изображены на билетах.

Контролируя выполнение задания, логопед собирает билеты.

Какой звук есть во всех этих словах? Звук Л гласный или согласный? Твердый или мягкий? Какой по счету звук Л в слове “слон”? Где находится звук Л в словах “лошадь”, “скакалка”, “мотоцикл”, в начале, в середине, в конце?

Давайте возьмем с собой улыбку и хорошее настроение. Мы отправляемся.

2. Дети встают в круг, соединяют руки, закрывают глаза, передвигаются по кругу под музыку. Музыка утихает, дети открывают глаза.

На экране появляется декорация космоса. Логопед надевает на руку кукольного Лунтика.

Лунтик: Здравствуйте, ребята, как называется планета, с которой вы прилетели? А вы что-нибудь знаете о своей планете?

Ответы детей.

Логопед: Земля это – космическое тело в виде огромного твердого шара, называемое планетой. Она вращается вокруг Солнца. При взгляде из космоса Земля имеет превосходный голубой цвет из-за того, что на ней много воздуха и воды в виде рек, озер, морей и океанов. Поэтому на ней обитают живые организмы: растения, животные и люди.

Лунтик: Я вас ждал, хотя я и сам очень умный и могу выполнить любое задание.

Логопед: Хорошо, ну тогда назови нам любое слово.

Лунтик: Э – э – э.

Дети исправляют его.

Лунтик: Какие вы молодцы, наверное, я не смогу обойтись без вашей помощи.

А теперь нам нужно лететь дальше, давайте пройдем в рубку управления кораблем. Присядьте.

Ой, главный компьютер заблокировался!

Чтобы разблокировать его, вы должны выполнить следующее задание! Подберите к картинке слово так, чтобы получилось красивое словосочетание.

3. Задание на компьютере. Образуй словосочетание. (Рисунок 2)

Солдат: ловкий, смелый; полосатый, кислый.
Волк: злой, голодный; голубой, теплый.
Платье: желтое, теплое; голосистое, полное.
Облака: белые; удалые, веселые, спелые.
Клубника: спелая, сладкая; глупая, белая.

Рисунок 2

 

Логопед: Что вы составляли сейчас? Слова, словосочетания, предложения или рассказ?

За правильно выполненное задание дети получают первую звезду и прикрепляют ее на магнитную доску – звездное небо.

Лунтик: Компьютер разблокирован, можно продолжать путешествие.

На экране компьютера появляется заставка с изображением планеты Плутон.

Лунтик: Мы подлетаем к планете Плутон.

Раздается резкий звук. Лунтик обращает внимание детей на нарисованную раздробленную планету.

Лунтик: В эту планету врезалась комета, и на ней все перепуталось. Исправьте ошибки в предложениях. И мы сможем ее восстановить и получить еще одну звезду. Внимание! (Рисунок 3)

4. Колбаса положила Володю на стол. Михаил играл в гол и забил футбол. Павел сел на клумбу и заехал на велосипед. Жук долбил кору и искал дятла. Юбка гладила Клаву в складку. Молоко купило холодного Володю.

Планета Плутон наиболее удалена от Солнца и одна из самых маленьких в Солнечной системе.

 

Рисунок 3

Логопед: Что вы исправляли? Слова, словосочетания или предложения?

Лунтик: Какие вы молодцы, у вас все получилось. Думать вы умеете, а танцевать умеете?

5. Звучит музыка, дети с Лунтиком танцуют космический танец

Лунтик: Присядьте. Для того, чтобы получить следующую звезду, вы должны определить, что на этой картине художник изобразил неправильно.

6. Путаница. На экране сюжетная картина. (Рисунок 4)

Рисунок 4

Дети выполняют задание и получают очередную звезду.

Лунтик: Посмотрите, какое красивое созвездие. (Рисунок 5)

Рисунок 5

Логопед: Возьмите по одной картинке и составьте предложение с этим словом так, чтобы вместе у нас получился фантастический рассказ.

Дети берут звезды с изображенными картинками и располагаются на ковре.

7. Составление шуточного рассказа со словами со звуком Л.

Логопед: Что у нас получилось? Слова, словосочетания, предложения или рассказ?

Полученные звезды крепятся на магнитную доску – звездное небо. (Рисунок 6)

Рисунок 6

Лунтик: Ура! Теперь парад звезд состоится!

Гаснет свет, играет музыка, мигают цветные огни, с неба сыплются звезды.

Дети радостно двигаются под музыку.

IV. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Лунтик: Эти звезды вы честно заработали. Я их вам дарю, благодарю за вашу сообразительность и смекалку. Но нам пора прощаться.

Что в нашем путешествии было для вас самым интересным? Что было самым трудным? Что запомнилось больше всего? Дети отвечают.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети подходят к логопеду, встают в круг, соединяя руки, закрывают глаза, передвигаются по кругу под музыку.

Логопед: Ну, вот мы и дома. Как вы думаете, что помогло вам получить такие замечательные звезды?

Логопед благодарит детей и прощается с ними.

Самоанализ группового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФНР

Содержание занятия выбрано в соответствии с опытом, уровнем знаний, умений и навыков детей подготовительной группы.

Для достижения поставленных целей я построила занятие с применением технологии деятельностного метода:

1 этап: организационный - введение в игровую ситуацию. Применила компьютерные технологии: приглашение Лунтика. Полюбившейся герой помог мне включить детей в учебную деятельность на личностно – значимом уровне за счет возникновения внутренней потребности к деятельности.

На данном этапе создала проблемную ситуацию для того, чтобы дети поставили свою цель: “А вы хотите помочь Лунтику?” Таким образом, дети не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигают поставленные мною коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную цели.

2 этап: Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

На протяжении данного этапа организовала повторение знаний, умений и навыков детей, проводила самостоятельную работу в форме индивидуальной деятельности.

Приобретая билеты в космический корабль, определили с каким звуком, изображенные на них картинки. Дали характеристику звуку “Л”.

Для разблокировки главного компьютера выполняли задание на составление словосочетаний со звуком “Л”. Восстанавливая планету Плутон, дети исправляли предложения. Также для закрепления звука “Л” в предложениях, использовала картину Путаница из пособия В. В. Коноваленко.

При составлении фантастического рассказа соблюдался принцип творчества – максимальная ориентация детей на творческое начало в их познавательной деятельности.

Задания подбирала с опорой на разные анализаторы.

При проведении занятия использовала элементы здоровьесберегающих технологий: волнообразное расположение наглядного материала, применение сенсорного креста. Проводила своевременную смену видов деятельности на занятии. Кроме этого, использовала элементы логоритмики в физминутке.

Я построила данное занятие по основному принципу коррекционного обучения: от простого - к сложному. Материал для занятия подбирала с учетом логической последовательности и его усложнением.

3 этап: рефлексия – итог занятия.

Основной задачей на данном этапе было подведение детей к пониманию значимости логопедических занятий.

С моей помощью, дети сами соотнесли свою цель и результат деятельности.

Реализации технологии деятельностного подхода, кроме вышеобозначенной структуры, способствовало и соблюдение мною следующих дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип вариативности;
  • принцип минимакса;
  • принцип непрерывности.

Полюбившейся детям герой помог мне на протяжении всего занятия поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности.

Считаю, что структура занятия соответствует его целям, мои коррекционно - педагогические цели и цель детей достигнуты.