Урок обучения грамоте "Обобщение знаний учащихся о звуках и буквах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить  знания учащихся об изученных звуках и буквах.
  • Развивать речь детей, обогащать их словарный запас
  • Развивать навыки каллиграфического    письма
  • Воспитывать дружелюбие, желание прийти на помощь.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

I. Психологический настрой.

Снятие напряжения

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, друг другу – подарим друг другу хорошее настроение.

Ребята, сегодня у нас необычный урок.  Сегодня мы отправимся  в город букв.

А помогут нам совершить это путешествие герои  сказки. Угадайте,  что это за сказка? (Мнемотаблица.)

Правильно, это сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Буратино уже давно должен был прийти к нам на  урок, но почему-то задерживается.

На доске рисунок сороки и телеграмма.

Посмотрите, кто к нам прилетел.

Вещунья белобока, зовут ее …. (сорока).

Как вы думаете, зачем прилетела сорока? (Сорока разносит разные вести.)

Вот и нам сорока принесла телеграмму. Давайте ее прочитаем. (Разворачивает телеграмму, а дети ее читают хором.)

Ребята, исчез Буратино! Помогите его найти.
Друзья Буратино.

Что будем делать? Будем спасать или не будем?  Правильно решили, прочитайте пословицу:

Сам погибай, а товарища выручай.

Как вы понимаете эту пословицу? (Друга нельзя бросать в беде.)

2. Массаж точек здоровья.

Дорога у нас будет длинная, поэтому нам потребуется много сил.

Чтобы усталость нас не одолела, давайте помассируем точку императора (между большим и указательным пальцем).

Подобно рыцарю, будет помогать нам в пути рыцарская точка (в ямке у основания шеи).

Чтобы наша голова не устала работать, и умные мысли чаще ее посещали, давайте помассируем точку ума  (между бровями).

Чтобы хорошее настроение не покидало нас, давайте помассируем точку бодрости (на кончике носа). Теперь мы готовы к путешествию.

С чего мы начнем поиск? (Предположения детей.)

3. Минутка чистописания  (развитие мелкой моторики).

Я случайно узнала, что Карабас-Барабас закрыл нашего друга в городе букв и чтобы мы не попали туда – повесил на дверь большой замок.

Как нам открыть замок? Что нам для этого нужно? (Ключ.)

Произнесите это слово, какой первый звук вы слышите? (К.)

Какой  буквой  обозначается этот звук. (К.)

Давайте красиво напишем эту букву в тетрадку, может тогда замок откроется?

Но чтобы красиво написать, нам нужно сначала разогреть наши пальчики – провести пальчиковую гимнастику.

4. Пальчиковая гимнастика (точность и координация мелкой моторики).

«Очки»

Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Давайте наши пальчики возьмем в «замочек», потянем…

Ручки потрем, потрясем ими.

Потрогайте друг у друга ручки. Ручки согрелись?  Ваши пальчики готовы к письму?

5. Работа по "наждачке" – осознание букв через мышечно-тактильное чувство.

Давайте сначала повторим написание букв «К», «к» по наждачке.  Какое мы знаем стихотворение об этой букве?

Ай да клоун, знаешь, кто он?
Этот клоун буква «К».

Письмо по наждачке.

6. Формирование правильной посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите, правильно ли лежат ваши тетрадки.

Теперь давайте 3 раза красиво запишем букву «К» прописную в соединении с буквой «к» строчной в тетрадь.

Мы правильно выполнили задание? Посмотрите, друг у друга, все ли красиво написали?

Но замок-то не открылся.

7. Физминутка по базарному (зрительно-координарный тренаж).

В нашем классе спрятались слова, которые начинаются на букву «к», давайте их найдем ( по классу развешены картинки предметов, названия которых начинаются на букву «к»)

Какие еще слова на букву «к »вы знаете?

Давайте с вами запишем в тетрадь слова: кот, коза, кукла.

Проверьте, правильно ли вы написали (слова записаны на доске). Составьте предложение  с этими словами.

Мы с вами нашли ключ.  Что обозначает это слово? (Ключ дверной, ключ  скрипичный, ключ-родник, гаечный ключ.)

Мы с вами нашли ключ, теперь можем путешествовать дальше. (Открывает замок ключом, убирает замок.)

Вот мы и попали в город букв.

На доске Мальвина с шарами.

Посмотрите, кто нас встречает?

Что нам принесла Мальвина? (Шары.)

Посмотрите, какие красивые шары. Это необычные шары, а чем они необычные? (В этих шарах спрятались буквы.)

Какие буквы они напоминают? Молодцы! (Дети находят буквы и печатают их на доске.)

Вы вспомнили и нашли печатные буквы, а давайте проверим, помните ли вы письменные буквы.

 Давайте в парах сыграем  в игру «Угадай букву». (У каждого ребенка на парте по 3 карточки с наждачными буквами. Дети по очереди с закрытыми глазами водят по букве и пытаются угадать букву.)

Вспомнили буквы? Кто угадал все буквы, покажите на светофорчике зеленый цвет, а кто сделал ошибки – красный.

На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)

Работа по ленте букв.

Какие гласные буквы вы знаете? Что вы о них знаете? Какие гласные называются «хитрыми», почему?

Что вы знаете о согласных? На какие группы они делятся? Какие согласные образуют пары по звонкости – глухости?

Какие буквы не обозначают звука?

8. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся
Руки в сторону развел,
Ключик ,видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Открывается картинка с Артемоном).

Нас встречает еще один друг Буратино – Артемон. Он прислал нам букет цветов и какое-то послание. Посмотрите, что-то случилось с буквами. Давайте все-таки постараемся его прочесть. (Игра «Полубуковка»)

Ребята!

Желаю вам успеха!

Штриховка (развитие мелкой моторики).

Посмотрите, тут еще что-то есть (достает индивидуальные портреты героев). Но здесь нет портрета Буратино. Посмотрите, кто-то его порвал.

Как вы думаете, кто это мог быть?

Сорока мне шепнула, что это Лиса Алиса и кот Базилио.  Они охраняют Буратино и утверждают, что вы не знаете, как он выглядит. Лиса и кот хотят нас обмануть: увезти Буратино в страну Дураков.

Давайте докажем лисе и коту, что мы знаем Буратино – составим его портрет. (2 человека составляют портрет на магнитной доске.)

Остальные дети работают со штриховкой.

Вам нравятся портреты героев сказки?  А как их сделать более красивыми? Давайте  их заштрихуем, но сначала давайте вспомним правила штриховки.

  • Сначала нужно рисунок обвести по контуру.
  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не заходить за контуры рисунков.
  • Соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

(Штриховка рисунков).

Посмотрите, какими красивыми стали наши рисунки.

Посмотрите, ребята правильно составили портрет Буратино? Теперь Буратино свободен. Расскажите Буратино, какое задание вам больше всего понравилось? В каком  задании вы испытывали трудности?  Буратино принес вам  на память об этом уроке «Пожелание друзей» (Вручение детям пожеланий от друзей.)

Вам понравилось наше путешествие. Покажите светофорчиком, какое у вас настроение после урока.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6