Урок "Следствие ведут сыщики без лицензии" по теме "Понятие о деепричастии"

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового материала

Форма: интегрированный урок

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий;
  • отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия;
  • проверка качества усвоения учащимися данной темы.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • развитие речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, уважение к собеседнику, учителям;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Учебные:

  • расширить знания;
  • формировать практические навыки.

Словарная работа: лицензия (разрешение на право заниматься каким-либо видом деятельности)

Чтобы привлечь внимание ребят к новой теме, решила использовать игровой элемент. Закончив фронтальную проверку знаний изученных частей речи, незаметно нажала на кнопку магнитофона, и в классе неожиданно прозвучало: "Ребята! В одном из предложений, записанных на доске или на экране, обнаружено слово - незнакомец, тщательно маскирующееся под известные нам очень уважаемые части речи. Но принадлежность его к ним вызывает сомнение. Выяснить подменную сущность слова пока не удалось. Требуются детективы для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца!" (Желающими оказались все)

Так как личность "подследственного" нам пока неизвестна, то в тетрадях пропускается строчка для последующей записи темы урока.

Отметив, что успех расследования будет зависеть от внимательного анализа всех характерных признаков слова - незнакомца, нашего умения сопоставить их с признаками частей речи, под которые оно маскируется, начинаем "оперативное совещание" и формируем задачи следствия:

Выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи, или это только тщательная маскировка.

Определить степень "родства" с каждой из них и функции, выполняемые словом - незнакомцем.

На основе этих данных при помощи "фоторобота" установить личность незнакомца.

Итак, приступаем к работе. Следствие ведут сыщики!

На экране предложения

  • Веселится ветерок, расплетает косички белоствольных березок.
  • Веселясь, ветерок расплетает косички белоствольных березок.
  • Весело ветерок расплетает косички белоствольных березок.

Первый этап следствия: обнаружение незнакомца.

Ход мышления: так как слово - незнакомец есть только в одном предложении, то искать его надо среди слов, которые в примерах не совпадают: веселится, веселясь, весело. Принадлежность первого к глаголу, а третьего к наречию сомнений не вызывает. Значит, незнакомцем является слово веселясь (этот этап нужен потому, что ребята сначала не воспринимают деепричастие как нечто неизвестное, относя их к обычным глаголам).

Разделив тетрадный лист на три колонки учащиеся записывают предложения, делают разбор по членам предложения, выписывают слова веселится, веселясь, весело.

На втором этапе они разбирают глагол и наречие, записывают их основные грамматические признаки в соответствующие колонки, устанавливают, какими из этих признаков обладает слово веселясь. Признаки, совпадающие с признаками глагола, наречия, подчеркиваем черточкой-точкой.

Один из сыщиков докладывает, пользуясь таблицей (см. приложение №1), о результатах второго этапа следствия, остальные проверяют записи, дополняют в случае необходимости ответ.

Третий этап посвящен определению лексических признаков всех 3-х слов.

Первое обозначает действие предмета.

Второе добавочное действие при основном действии. "При отсутствии действия данный признак появиться не может," - это наводит ребят на мысль об очень тесной связи слова - незнакомца с глаголом.

Третье - обозначает признак действия (т.е. является наречием)

Расплетает (как?) весело.

Четвертый этап: сделать словообразовательный анализ исследуемого слова

Семиклассники устанавливают, что оно образуется от глагольной основы. Проверить это можно на примере других слов: выписать в соответствующие колонки глаголы и образовать от них слова, подобные слову веселясь.

веселиться веселясь весело
умолять умоляя умоляюще
негодовать негодуя негодующе
радоваться радуясь радостно
угрожать угрожая угрожающе

Ознакомившись с выводами сыщиков по 3-4 этапам, даю задание подготовиться к полному отчету о результатах следствия. Учащиеся еще раз просматривают таблицу, выбирают докладчика, который предлагает "версию":

Слово - незнакомей не маскируется под глагол и наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: имеет вид, может быть возвратным или невозвратным (как глагол), не изменяется (как наречие), является в предложении обстоятельством.

На наш взгляд, слово является более близким родственником глагола, так как:

а) образуется от глагольной основы;

б) обозначает добавочное действие при основном действии;

в) имеет вид.

Голос по магнитофону: "Спасибо! Ваши данные заложены в ЭВМ. Получите фоторобот!"

Ученики доказывают, почему фигурку с надписью деепричастие можно считать соответствующей исследуемому слову, дают определение этой части речи. Сравнив их определение с данными в учебнике, в пропущенной строчке записываем тему "Понятие о деепричастии" и озаглавливаем вторую колонку таблицы.

Как вы, ребята, считаете, можно ли выдать нашим сыщикам лицензию, т.е. разрешение на право заниматься расследованием? (Все говорят да)

  • Работа с книгой параграф 26
  • Обобщение материала проводится с помощью беседы.
  • Какова роль деепричастия в речи? 
  • (дописывает, дорисовывает основное действие, названное сказуемым)
  • Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (то же, что и действие, обозначенное глаголом - сказуемым)
  • Какие признаки глагола у деепричастия?
  • (вид, возвратность)
  • Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (является обстоятельством, как и наречие)
  • Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (оно не изменяется)

Наблюдения над предложением на экране или на мониторах компьютеров.

Снежинки, кружась, падали на землю.

Упав на теплую ладошку, снежинка растаяла.

Разволновавшись, она не могла говорить.

Приехав в город, мы начали искать гостиницу.

  • Какое действие главное основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
  • Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Как? Когда?, Почему? Что делая? Что сделав?)
  • Изменяется ли слово? Каким членом оно является?

Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, найти и подчеркнуть глаголы и деепричастия как члены предложения.

Бабушка (не) пл.сала, а словно ра..казывала что (то). Вот она идет т.хонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее б.льшое тело к.леблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего (то), лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас зас.яло доброй, приветливой улы.кой.

Работая над упр. 159, ребята учатся находить основные и добавочные действия.

Если не знать о коварстве русского языка, то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучали по-человечески.

Возвращаясь домой, пошел дождь.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Чтобы избежать этих ошибок, нужно всегда помнить, что основное действие глагола - сказуемого и добавочное действие при нем должны относиться к одному и тому же лицу (предмету).

Убедиться в правильности итогов следствия поможет домашнее задание: упр.161, придумать сой вариант веселой наглядности к теме.