Личностно-ориентированный образовательный процесс – основа развития способностей и возможностей обучающихся в вечерней школе

Разделы: Общепедагогические технологии


1.Даль В.И. определял личность как «точное изображение лица, самостоятельное отдельное существо». Николай Гартман писал: «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он – как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками – предстаёт соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям»
По мнению К.Г. Юнга личность характеризуется целостностью. «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью… Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуального сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора»
Личность и образование. Все образовательные взаимодействия суть взаимодействия личностей, постоянно оказывающих влияния друг на друга.
2. Философия ориентированного образования: гуманно-личностный подход в системе образования
Концептуальные идеи конкретизируются в процессе конструирования содержания, обоснования и разработки технологической обеспеченности образовательного процесса, управленческой деятельности педагогов в образовательной системе. Основные концептуальные идеи проектирования современного образовательного процесса в профессиональном учреждении:

  • идея синергетического подхода (синергетика - теория самоорганизации систем, выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой разной природы. Изучает системы открытого типа, ведущим принципом существования которых является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия с внешней средой). Образование характеризуется: открытостью, динамичностью, самоуправляемым развитием
  • идея гуманитарно-культурологического подхода (осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры, ЧЕЛОВЕК основной предмет и цель образования, образование не как совокупность мероприятий, а как жизнедеятельность субъектов образовательного процесса)
  • идея личностно-деятельностного подхода
  • идея рефлексивного подхода (четыре сферы существования рефлексии: мышление, деятельность, общение, самосознание)
  • идея диалогического подхода
  • идея открытости образовательной среды
  • идея творчества
  • идея приоритета положительной обратной связи
  • идея интегративности образования
  • идея развития качества образования

Личностный подход как принцип педагогического исследования и проектирования. Ориентация образовательной деятельности на личность означает принятие личности в качестве ведущей цели профессионального образования, постановку обучающихся в позицию субъекта своего образования, профессионального и социального самоопределения. Данный тезис не является новым, он был известен и Л.Н.Толстому, и П.Ф. Каптереву, П.П. Блонскому и др. нашим предшественникам.
В чем же причины актуализации гуманно-личностного образования в наше время?
Выделим предпосылки теории и практики гуманно-личностного образования (личностно ориентированное):

  • социальные предпосылки:
  • Развитие экономики и общественных демократических институтов
  • Развитие нового сознания, социальная рефлексия людей с ориентацией на новые ценности – свободу, признание прав и достоинств человека, свободную позицию. (С.Л. Рубинштейн определял личность как «способность человека занимать определенную позицию»)
  • Интерес в науке и прежде всего в педагогике ко всему, что связано со способностью человека проявлять свою внутреннюю свободу, субъектность, рефлексию смысла своего бытия
  • Развитие антропологии, физиопсихологии и нейропсихологии
  • Возрастание значимости, востребованности субъектно-творческого начала во всех сферах жизни.
  • научные предпосылки:
  • «прорыв», который произошел в последние годы в сфере психологии личности – одной из важнейших наук, выступающих в качестве своего рода «предтечи» многих педагогических идей и теорий (работы «младшего поколения» Г.А. Ковалева, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова, Л.И. Анциферовой, А.Маслоу, М. Полани, К Роджерса, В. Франкла, К. Юнга – заставляют пересмотреть многие представления о механизмах трансформации личностной сферы человека
  • появление теории личностно-ориентированного образования подтверждает невозможность какого-либо педагогического успеха, если в образовательном процессе «не задействована» личность обучающегося

Генезис педагогических теорий, их структур и функций в развитии практики органически связан с состоянием самой образовательной деятельности в обществе, с господствующими её парадигмами, представлениями о её назначении. Для образования, как и для всей гуманитарной сферы, характерно сосуществование как наиболее современных, так и архаичных его форм.
Ведущим структурным компонентом содержания гуманно-личностного образования выступает целостный личностный опыт – опробованные механизмы рефлексии, смыслотворчества, нравственно-волевой саморегуляции, которые субъекты образования переживают и присваивают при наличии педагогической поддержки как качественно новой формы педагогического взаимодействия. Образовательный процесс при этом становится своеобразной ситуацией развития личности.

Цель, содержание и технологии гуманно личностного образования. Образование не возможно без обращения к личности. Дело лишь в том какую роль личность играет в этом процессе – роль цели или средства. Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно вещной образованности человека использует личность как раз в функции средства. Опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как своего рода движущие силы достижения заданных из вне целей. Развитие же самих этих личностных «механизмов», «функций» совершается в данном случае попутно, в той мере и тех аспектах. В каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной ориентации индивида.
Гуманно-личностное образование рассматривает механизмы личностного существования человека – рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. как самоцель образования. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда личностного опыта индивида.
Основной процессуальной характеристикой гуманно-личностного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Конструирование такой ситуации предполагает использование трех базовых технологий:

  • представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология задачного подхода);
  • усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);
  • имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).

Цель гуманно-личностного образования состоит в том, чтобы создать условия для развития личностных функций индивида – его способности действовать в различных жизненных ситуациях как личность.
Многообразие функций личности Сериков В.В. условно упорядочивает в три базовых:

  • функцию ответственности как фундаментальную личностную характеристику. Ответственность за все и перед всеми. Чем выше переживаемая ответственность, тем более развита личность.
  • функция самореализации – функции творчества, свободы, индивидуальности, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, обеспечения духовного уровня жизнедеятельности, несводимости её к вещизму, к повседневности.
  • рефлексивные функции – обеспечивают смыслопоисковую деятельность, развитие «Я»- образа, автономность целеообразования.

Все в наших руках, поэтому
их никогда не следует опускать
Коко Шанель

Эти основополагающие характеристики личности предполагают и некие базовые характеристики педагогических средств, обеспечивающих их развитие:

  • Контекстуальность по отношению к внутреннему миру личности, т.е. ситуация отвественности
  • Создание условий игры с присущими её свободой и состязательностью необходимые для самореализации личности
  • Рефлексивная функция востребуется и развивается в условиях диалога – взаимодействие личности с открывающимися перед ней миром культуры

«Зачем нам знания, без личностной страсти
творить ими добро, а не зло для людей, делиться
ими с другими, приносить облегчение людям?...»
Ш. Амонашвили

Принципы личностно-ориентированного образования:
1. Признание индивидуальности и уникальности личности каждого ученика.

Я пожимаю руку дураку двумя руками,
И было бы на свете скучно жить,
И были бы мы сами дураками,
Когда бы не было нам с кем себя сравнить
Е. Евтушенко

2. Признание права субъекта на субъективное мнение и отношение к явлениям и предметам окружающего мира, выражение которых не нарушает социокультурные нормы поведения
3. Взаимная трансакция, раскрытие «Я» педагога и «Я» учащегося
4. Единство требовательности и уважительного отношения к личности учащегося
Личностный подход как педагогическая технология. Личностно- ориентированная профессиональная деятельность педагога включает:
1. изучение личностных характеристик учащихся, находящихся в поле его влияния (их ценностей и жизненных планов, степени принятия ими учебной и профессиональной деятельности, сформированности личностных функций избирательности, самооценки, ответственности, волевой саморегуляции, общения в коллективе, самостоятельности и др.)
2. дифференциацию обучаемых по типу их личностно самореализации, т.е. в зависимости от сферы, в которой они реализуют себя (искусство, спорт, техника и т.п.)
3. изучение ситуации развития личности, доминирующих факторов и коллизий, которые направляют или тормозят личностную самореализацию; постановку целей личностно-развивающего образовательного процесса с учетом возрастных норм развития, типа личностных проблем, преобладающей типологической группы воспитанников
4. дифференциацию целей (для изучаемого предмета, для типологической группы, для отдельных учащихся, для отдельных учебно-воспитательных мероприятий)
5. проектирование ситуации учебной деятельности или внеучебного общения, которая бы побуждала учащихся к проявлению личностной позиции
6. реализацию логики ситуации: «ревизию негативного мотива», «принятие нового намерения», «педагогическую поддержку учащихся» в его позитивных устремлениях и отношениях
7. определение наиболее эффективных источников личностного (ценностного) опыта для учащихся с различным личностным потенциалом
8. применение техники диалога – от диалога по форме (форма общения) к диалогу по содержанию (деловое сотрудничество) и к личностно-смысловому диалогу (о жизни и ее ценностях)
9. нахождение оптимальных для различных групп учащихся способов самореализации, использование командно-ролевой формы общения
10. целенаправленное формирование у учащихся представления о ценности (смысле учебной деятельности)