Урок-улей "Повторение изученных орфограмм по разделу "Имя существительное" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

Образовательные

1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное»;
2. Формировать умение объяснять условия выбора орфограмм;
3. Проверить усвоение учащимися изученного материала.

Развивающая

Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока и занимательного материала.

Воспитательные

1. Формировать дружеские отношения между учащимися;
2. Формировать умение работать в парах, группах;
3. Формировать умение быстро принимать решения.

Оборудование: ободки с изображением пчел, королевы пчел, Паучелло; орфцветы, орфо-паутина; текст орфо-частушек, разрезанный на части; текст о жизни пчел; изображение цветочной поляны и солнца, орфо-улей, 3 улья разного цвета (красный, желтый, зеленый), шарики нектара и ведерки для его сбора; магниты.

Ход урока

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить различные виды упражнений на изученные ранее орфограммы по теме «Имя существительное». За правильные ответы вы будете получать шарики нектара знаний, вкусные, сладкие.

2. Проверка знаний

-А, кстати, вы любите сладкое? А мед? А кто его собирает? О пчелах более подробно вы узнаете, прочитав текст, который лежит у вас на партах.

Пчелы

Нет, наверное, человека, который не любил бы мед. И все знают, что мед берут из пчелиных ульев, где он находится в восковых ячейках – сотах. А в ульях мед делают пчелы.
Сколько может сделать меда маленькая пчелка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов меда! Чтобы собрать с цветков нектар, который превратится в килограмм меда, пчеле надо «налетать» около 300 тыс. км (больше ¾ расстояния до Луны), посетив при этом 19 млн. цветков. А несколько килограммов меда – это уже миллионы километров!

Вот этими-то пчелками-труженицами мы и будем сегодня.

А пчелкой-помощницей будет __________________________ .
-А вот и ваш дом (учитель показывает на улей) . А как называется дом для пчел? (Улей).
Вот и солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось
И на небушко взошло,
Значит утречко пришло.
Вместе с солнышком проснулись и пчелки. Зажужжали (дети жужжат), хотят есть. Но чтобы покинуть улей, нужно разрешение королевы пчел. А как его получить? Надо выполнить ее задания. Готовы? Ну, тогда летим.
А вот и их высочество (заранее подготовленный ученик надевает ободок с изображением королевы пчел). ;.

            Королева:

            -Приветствую вас, мои подданные. Чтобы покинуть улей, вам необходимо ответить на мои вопросы, а чтобы веселее было лететь, наши пчелки-веселушки: (называет троих учащихся) _____________________________
-соберут орфо-частушки и затем их споют. (Учащиеся получают текст, разрезанный на части. Их задача собрать его и исполнить получившуюся орфо-частушку).

            Фронтальный опрос

Вопросы:
Когда употребляется Ь знак на конце существительных после шипящих?
При каком условии в приставках на З- и С- будет писаться З, а при каком – С?
От чего зависит выбор гласной в корне –ЛАГ- / -ЛОЖ-?
Расскажите о правописании букв О- А в корне –РАСТ-/-РОС-.
Когда после Ц пишется И, а когда – Ы?
От чего зависит выбор гласной в падежных окончаниях существительных?
(За каждый правильный ответ пчелка-помощница дает отвечавшему шарик нектара. Цвет зависит от правильности ответа: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - желтый).

Королева:

-Молодцы! А теперь послушаем пчелок-веселушек.

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласной может сделать букву ясной.
Шорох, крыжовник, шов, капюшон -
Слова нарушают привычный закон.
Под ударением вместо Ё
Стоит в исключениях буква О.
Обрати внимание
На «здесь», «здоровье», «здание»!
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
(Исполнители получают по шарику нектара).

Королева:

-В добрый путь! (Садится на место, становится обычной пчелкой).

Ведущий:

            -А теперь можно лететь на цветочную поляну. Ваша задача – набрать в свои ведерки как можно больше нектара. (На столе у каждого учащегося лежит бумажное ведерко с кармашками для нектара.) ;  Летим!

            Физминутка:

Пчелки в домиках сидели
И в окошечки глядели,
Порезвиться захотели.
Полетели, полетели
И на место тихо сели.

            Ведущий:

            -Смотрите, смотрите! Вон уже виднеется цветочная поляна (На доске изображение поляны). ;  Но что это?! Дорогу преграждает страшный Паучелло – хозяин поляны (заранее подготовленный ученик надевает ободок)

.

;

            Паучелло:

            -Ага, попались! Прилетели собирать мой нектар?! За это я вас съем!!! Молите о пощаде! Хором просите: «Не ешь нас, уважаемый Паучелло». (Пчелы просят).
Ну, вот так-то лучше. Выполните теперь мое задание.

            Ведущий:

           -Паучелло хочет, чтобы вы в парах из лепестков собрали два цветка: один с Ь после шипящих, другой без Ь. А пчелка-помощница и Паучелло проверят и дадут вам за правильные ответы шарики нектара. (Ученики в парах собирают цветы).  ;

            Паучелло:

            -Ах, какие молодцы! Можете собирать нектар, но помните, что время ограничено. Лишь только смолкнет музыка, вы должны будете покинуть мою поляну. (Звучит музыка. Паучелло уходит собирать нектар с цветов вместе с другими «пчелками»).

            Ведущий:

            -Запишите слова, расположенные на лепестках цветов, вставив в них пропущенные буквы. Постарайтесь собрать нектар со всех цветов. (Музыка закончилась. Дети сверяют написанное с доской, ставят оценку за каждый цветок. Поднимают руку – пчелка-помощница, Паучелло и ведущий раздают шарики нектара).

            Паучелло (потирая руки):

            -А вот вам еще одно испытание! (Садится на свое место).

            Ведущий:

            -Вот уже и солнышко заходит, пора лететь домой. Но осторожно! Хитрый Паучелло не терял времени и плел паутину. ;

(На доске изображение паутины, пчелка-помощница раздает копии паутины каждой группе). Чтобы в нее не попасть, нужно вставить пропущенные буквы. Выполнив задание, поднимите руку и, получив карточку для взаимопроверки, проверьте правильность выполнения задания у другой группы. (Пчелка-помощница дает нектар каждому члену группы).

3. Подведение итогов

Ведущий:

-Ура! Путь свободен! Скорей в улей!
Да что это за день сегодня?! Опять препятствие! Улетали – был один улей, а прилетели – целых три (На доске три цветных улья). Кому в какой? Давайте подсчитаем, у кого каких по цвету шариков нектара больше. У кого желтых – заходят в желтый улей, у кого зеленых – в зеленый, у кого красных – в красный. Это ваша оценка – количество нектара: красный улей – 5, зеленый – 4, а желтый – 3.
Но кажется, что дождь собирается. Давайте послушаем. (Игра-релаксация «Ливень»).
Как хорошо, что мы все вместе, что мы успели домой до дождя. И неважно, что мы влетели с разных входов, главное – мы все в улье. Мы коллектив, мы семья. А раз мы вместе, то нам ничего не страшно.

4. Организация дифференцированного домашнего задания

Но на этом наша дружба с пчелками не заканчивается: дома вам нужно будет описать свое путешествие на цветочную поляну. Первая группа составит 5-6 предложений на эту тему, а вторая – 6 словосочетаний.