Программа "Подросток"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка.
Актуальность.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде психоактивных веществ. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов ОУ, ведь большую половину своего времени они проводят именно в школе. Формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.

Цель программы:
Профилактика подростковых девиаций  на базе МОУ.

Задачи:
- подготовка детей и подростков к жизни;
- обеспечение социальной помощи и защищенности;
- поддержка и укрепление психологического здоровья;
- оказание помощи в преодолении озлобленности и недоверия к людям;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для воспитания детей и подростков;
- профилактика беспризорности, асоциального поведения, социального сиротства, преступности.

Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социокультурное пространство школы-интерната, связанное с профилактической работой (администрация МО с. Ныда, детская музыкальная школа, ЗАО «Ныдинское», Центр занятости, Ныдинская участковая больница/поликлиника, сельская библиотека, сельский досуговый центр, территориальный пункт милиции).

Отличительные особенности данной программы:
Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей и подростков «группы риска»:
- рост правонарушений и преступности;
- социальная незащищенность;
- распространение алкоголизма и наркомании;
- неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья;

В основу программы положены следующие принципы:
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и  коррекции;
- единства образования и воспитания, организации досуга, индивидуальной помощи и поддержки подростков;
- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка.

Кадровое обеспечение программы:
- администрация школы-интерната;
-социальный педагог;
- социальный педагог/ координатор профилактической работы;
- педагог-психолог;
- дефектолог;
- инспектор ОДН УВД;
- руководители кружков и спортивных секций;
- классные руководители.

Основные направления реализации программы:
- диагностическая работа;
- профилактическая работа;
- организация досуговой деятельности;
- работа по социальной защите прав детей и подростков.

Категория и возраст детей:
Программа предполагает работу с 10-17 - летними обучающимися и воспитанниками школы-интерната.

Срок реализации программы: 2003 - 2009 г.г.
Первый этап: - этап разработки системы профилактической работы в школе-интернате (2003/2004  уч. г.).
Второй этап – этап реализации программы (2004-2008 уч. г.г.).
Третий этап: - этап обобщения: оценочно-аналитический (2008/2009 уч. г.).

Ожидаемый результат:
Личность, освобожденная от ненужного содержания, умеющая самостоятельно решать возникающие проблемы в духе высокой нравственности.

План реализации программы «Подросток» на 2008/2009 учебный год


п/п
Направление деятельности Срок Ответственные
I. Диагностическая работа
1. Диагностика социального состава учащихся и их семей. Создание банка данных класса, группы, выявление социально-запущенных подростков Сентябрь Кл. руководители, воспитатели, социально-психологическая служба
2. Составление индивидуальной траектории воспитания детей и подростков «группы риска» (социальный паспорт учащегося) 1 раз в полугодие Кл. руководители, социально-психологическая служба
3. Мотивация учения и эмоционального отношения  к учению средних и старших классов школы Начало/конец учебного года Педагог-психолог
4. Обследование жилищно-бытовых условий учащихся В течение года Кл. руководители, социальные педагоги, инспектор ОДН УВД, администрация школы-интерната
5. Изучение вновь прибывших учащихся на выявление детей «группы риска» Октябрь, постоянно Социально-психологическая служба
                                                                           II. Профилактическая работа
1. Работа Совета профилактики (по разработанному плану) 1 раз в четверть Зам. директора по ВР, координатор ПР
2. Месячник по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Октябрь, апрель Зам. директора по ВР, координатор ПР
3. Посещение семей, патронаж, пополнение банка данных В течение учебного года Кл. руководители, социальные педагоги, инспектор ОДН УВД, администрация
4. Индивидуальная работа с учащимися В течение учебного года Кл. руководители, социально-психологическая служба, инспектор ОДН УВД, администрация школы-интерната
5. Правовой лекторий для учащихся, родителей Октябрь - апрель Инспектор ОДН УВД
6. Консультирование родителей по интересующим их проблемам В течение учебного года Инспектор ОДН УВД, социально-психологическая служба
III. Организация досуговой деятельности
1. Работа кружков и секций в МОУ В течение года
по расписанию
Руководители кружков и секций
2. Работа клуба «Радуга» (для детей и подростков «группы риска») Каникулярное время Социально-психологическая служба
IV. Работа по социальной защите прав детей и подростков
1. Взаимодействие школы-интерната с органами социальной защиты, опеки и попечительства Постоянно Социальные педагоги, администрация школы-интерната
2. Оказание материальной помощи (обеды, одежда, обувь) В течение года по необходимости Социальные педагоги, администрация школы-интерната
3. Оказание помощи в летнем трудоустройстве подростков По необходимости Классные руководители, социальные педагоги
4. Взаимодействие школы-интерната со службами и ведомствами системы профилактики Постоянно Администрация школы-интерната, социально-психологическая служба
5. Проведение углубленного медосмотра обучающихся и воспитанников 2 раза в год Администрация школы-интерната
6. Организация летнего отдыха обучающихся и воспитанников Апрель - май Администрация школы-интерната, социальные педагоги
7. Первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей, родители которых не обеспечивают их надлежащего воспитания По необходимости Социальный педагог
8. Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подопечных детей, выполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей В течение учебного года Администрация школы-интерната, социальный педагог
9. Проверка сохранности жилой площади, закрепленной за несовершеннолетними, находящимися на государственном обеспечении 2 раза в год Социальные педагоги

Литература:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., 2005.
2. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова.  М.: Владос, 2001.
3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006.
4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.
5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.
6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.
7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Курск, 1987.
8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград, 2007.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.
11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.
12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.
13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.
14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007.
15. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2006.