Условия формирования субъект-субъективных отношений у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Центр развития ребёнка – детский сад № 248» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников ориентирован на обучение детей с речевыми нарушениями, а также воспитание и развитие обучающихся на основе личностно ориентированного подхода.

Личностно ориентированное воспитание способствует успешной социализации ребёнка. Задача Центра Развития Ребёнка – приспособить ребёнка к жизни в обществе, использовать все возможности для его социальной адаптации. Дети имеют право на получение образования, которое приводит к наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая духовное и культурное развитие.

В основу воспитательной системы детского сада положены следующие принципы: принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.

Воспитательная система осуществляет взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса – педагогов, воспитанников, родителей; всех компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного, учебной и внеучебной деятельности детского сада и окружающей среды. Подход к определению содержания системы воспитания основан на формировании ценностных отношений личности: отношению к человеку, обществу, природе, труду, познанию.

Ребёнок в воспитательной системе является целью, субъектом, объектом и критерием системы. Формы и методы содержания воспитания учитывают его возрастные и индивидуально – психологические особенности.

Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с речевыми нарушениями является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей овладения им бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками, развития общей коммуникативно-речевой культуры воспитанника. Здоровье ребёнка во многом зависит от чётко организованного режима дня, называемого охранительным. Определённо спланированный распорядок дня – это основа выработки стереотипов, то есть привычек и навыков уравновешенного поведения.

Программа Центра Развития Ребёнка представляет собой совместную организацию деятельности детей и взрослых, предполагает участие в деятельности родителей. Дети должны получить такие знания и умения, при помощи которых они смогли бы преодолевать настоящие и будущие трудности в жизненных ситуациях с наименьшей помощью «извне», а также стать деятельными и чуткими людьми.

Одним из видов речевых нарушений является заикание. Часто наряду с заиканием отмечается дизартрия и, как следствие этого, наблюдается недоразвитие моторики. Такие двигательные нарушения как частичные параличи, парезы являются следствием поражения центральной нервной системы. Их можно квалифицировать как первичные. Но имеются и другие дефекты двигательной сферы, в основе которых нет органических поражений. Вторичные дефекты – следствие образа жизни детей. Многие дети апатичны, неловки, малоподвижны.

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга или в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2–6 лет. Анамнестические данные показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки формируются своевременно. Речевой онтогенез имеет у них определённые особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16–18 месяцам жизни. В короткий промежуток времени дети начинают говорить развёрнутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. Темп речи часто ускорен, дети не договаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Часто отмечается смазанность звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает. У таких детей наблюдается большое количество итераций. Если в норме количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования фразовой развёрнутой речи и ограничено во времени 2–3 месяцами, то у данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексика, грамматическая сторона речи существенно опережает норму.

До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и так далее). Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся раздражительнее, плаксивее, к условиям проявляют непереносимость. Одновременно с появлением заикания, дети становятся ещё более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований. У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление нервной системы и здоровья заикающегося. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, преподавателя логоритмики, инструктора по лечебной физкультуре, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Благодаря комплексному лечебно-педагогическому воздействию на ребёнка с невротической формой заикания, у него наблюдается благоприятное течение и глубокая ремиссия, что позволяет ему стать полноценным субъектом учебной деятельности в условиях общеобразовательной школы.