Открытый урок по географии по теме "Тихий океан"

Разделы: География


Цели и задачи урока: составить план изучения океана, дать характеристику географического положения Тихого океана, выявить особенности географического положения в мировом океане и на земном шаре; закреплять умения делать выводы на основе полученных знаний, умение учащихся самостоятельно работать с текстом .Познакомить детей с особенностями природы Тихого океана. Способствовать формированию у учащихся умения мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

Средства обучения: физическая карта океанов, атласы, коллекция морских ракушек, морских звезд, кораллов, портреты исследователей Тихого океана, учебники, контурные карты, таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1)Формулировка темы, постановка целей урока.

– На прошлых уроках мы познакомились с географической оболочкой Земли.

– Что мы о ней узнали?

– Является ли географическая оболочка природным комплексом?

– Какие природные комплексы являются самыми крупными?

(Материки и океаны)

– А какой из этих природных комплексов больше?

– Да, это мировой океан. На какие части поделен мировой океан?

– Какой из океанов больше других?

– Так какова же тема нашего урока?

(Дети записывают тему урока в тетради)

– Что вы знаете об этом океане? Заполните первую графу таблицы.

Я знаю

Я хочу узнать

узнал

     

– А что бы вы хотели узнать о Тихом океане?

– Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Учащиеся формулируют цели урока)

2)Составление плана изучения океана.

– Ребята, с чего надо начинать изучение любого географического объекта?

3)Географическое положение Тихого океана.

Тихий океан – самый большой по площади океан. Он занимает 1/3 поверхности Земли и 1/2 –всего Мирового океана.

S = 178,6 млн кв.км
V = 710,36 млн куб.км.

Задание: определить ГП океана. (Работа в парах).

– Тихий океан расположен по обе стороны от экватора. Простирается от Берингова пролива до Антарктиды, от восточных берегов Евразии до Северной и Южной Америк. Протяженность с запада на восток – более 19 тыс.км, с севера на юг– 16 тыс.км.

К Тихому океану относятся 11 морей, 2 залива. Отличительная черта – большое количество островов, большая часть которых расположена в центральной части океана и по его окраинам

Задание: найти моря, крупнейшие острова. (проверка фронтальная).

4) История исследования.

(Сообщения учащихся)

1 этап исследования.

2 этап исследования.

3 этап исследования.

5) Рельеф дна.

– Дно океана отличается сложным строением, активными движениями литосфер– ных плит. Срединно-океанические хребты образуют единые Южно– Тихоокеанское и Восточно– Тихоокеанское поднятия. От поднятий отходят боковые ветви. Эти хребты имеют большую ширину (до 1000 км и более), высота хребтов – от 1 до 2,5 км.

По северным и западным окраинам тянется цепочка котловин, соединенных друг с другом, где в желобах на дне котловин глубина часто доходит до 7-9 тыс.км.

(Алеутский, Курило-Камчатский, Филиппинский).

– Кто знает название самого глубокого места в Мировом океане?

(Найти Марианский желоб, отметить его на контурной карте)

– Ложе Тихого океана занимает большую часть дна. Всего 10% приходится на всякого рода “неровности”– материковые отмели, островные дуги, желоба, подводные хребты. Особенно неровный рельеф дна отмечен в районе островных дуг, где наблюдаются резкие перепады высот. Отсюда частые землетрясения и вулканические извержения, сопровождающиеся гигантскими волнами– цунами.

6) Климат и воды.

Задание: по картам определить, в каких климатических поясах расположен Тихий океан

– Тихий океан – самый неспокойный и грозный океан. В центральных его частях дуют пассаты, в западных – муссоны. Зимой с материка – холод и сухой муссон, оказывающий влияние на климат океана: часть морей покрывается льдом.

Задание: проследить по карте направления течений, назвать теплые и холодные течения.

7) Органический мир.

Очень разнообразен органический мир океана. У берегов Австралии находится уникальный природный комплекс – Большой Барьерный риф. По размерам он сопоставим с Уральским хребтом.

(Сообщения учащихся, показ образцов)

8)Хозяйственная деятельность человека.

(Индивидуальная работа с учебником).

3. Закрепление. Подведение итогов.

Творческое задание. “Я – Тихий океан”

(Соотнести то, что узнали о Тихом океане с человеческими качествами, описать, от чего они зависят)

Вопросы-ориентиры для творческого задания.

  1. Как меня называют?
  2. Где я нахожусь?
  3. Какой я? (форма, цвет)
  4. Как я себя чувствую в Мировом океане?
  5. Что меня ждет в будущем?

4.Д/з: п.17, на к/к отметить географические объекты, изученные на уроке.