Урок русского языка в 1-м классе по теме "Написание имен собственных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторить написание имен собственных.

Задачи:

  1. Систематизировать знания об именах собственных.
  2. Развивать умение выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы, применять знания на практике.
  3. Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Работа по теме урока.

1. Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

– Вспомните, о каких чудесах рассказал нам великий русский поэт А.С. Пушкин.

– Что объединяет эти чудеса? (сказка)

Назовите ассоциации к слову сказка.

2. – Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествуя по этому миру мы вспомним написание имен собственных.

– Чтобы попасть в этот мир нам нужен ключ, который поможет открыть замок. (На доске три ключа: скрипичный, для замка, гаечный).

– Какой из этих ключей нам понадобится?

– Почему?

– Как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (Омонимы).

Дверь открылась, мы попадаем в таинственную страну сказка.

– В дороге нам поможет карта. (На доске карта).

3. Чтобы попасть на дорогу нам нужно выполнить превращения. Берите волшебные ручки. Записываем число, классная работа.

Записываем словарные слова. (Картинный словарный диктант, картинки на камнях с обратной стороны: медведь, лисица, петух, лягушка, сапоги).

– Что объединяет эти слова? (Это имена существительные).

– Какое слово лишнее? Почему? (Сапоги – отвечает на вопрос что?).

Вот они и поведут нас вперед по незнакомой стране. Не отставайте.

4. Наши сапоги-скороходы привели нас в город.

Отгадайте, кто живет в этом городе. А отгадки мы запишем в тетрадь.

Жил на свете мальчик странный
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку …. (Буратино).

И на мачеху стирала
И горох перебирала
по ночам при свечке
И спала у печки
Хороша, как солнышко,
кто же это?.... (Золушка).

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен знаменит
Это доктор … (Айболит).

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался …. (Колобок).

Он не знает ничего!
Вы все знаете его…
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка).

Так кто живет в этом городе?

– Как пишутся имена собственные?

5. Не стоят на месте сапоги скороходы. Побежали наши сапожки по неведомой дорожке. Вышли мы на поляну сказок. Присядем на пенек прочитаем сказку.

С. Михалков

Как друзья познаются…

Сговорились лиса, бобёр и кабан пойти в дальний поход. По лесам, по горам побродить – новые места посмотреть.
Собрались они и пошли. Шли, шли – дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроём не пройдёшь, надо по одному перебираться.
– Ступай ты первый! – сказал бобру кабан. – Ты старше, тебе почёт!
– Правильно! Пусть бобёр первый идёт! – согласилась лиса.
Бобёр пошёл. Вдруг мостик под ним провалился, и бобёр полетел в воду.
– Ах, беда! Беда! – завопила лиса. – Кабан, прыгай в воду! Спасай бобра! Пропадёт наш бобёр! Скорей! Скорей!
– Сама за ним прыгай! – прохрюкал кабан. – Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться!
– Спасибо, друзья! Я уж как-нибудь сам! Я ведь плаваю! – послышался из-под мостика голос бобра.
Вылез бобёр на берег, откашлялся, отряхнулся.
– Вот и чудесно! – обрадовалась лиса и кабан. – Пошли дальше!
– Ну, нет! – твёрдо сказал бобёр. – С вами я никуда не пойду!.. Почему?

  1. Чтение сказки.
  2. Кто написал сказку?
  3. Что тебе в этой сказке больше всего понравилось?
  4. Какой момент в сказке можно назвать самым захватывающим?
  5. Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
  6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем?
  7. Почему бобёр решил не идти дальше с лисой и кабаном?
  8. Как бы ты поступил на его месте?

– Найдите в сказке слова, которые отвечают на вопрос кто? Выпишите их в столбик.

– Придумайте клички этим животным. С какой буквы мы напишем эти слова? (Самостоятельно).

Проверка.

6. Не стоят на месте сапоги скороходы и рвутся вперед.

– Что здесь за беспорядок? (На карте местность заваленная мусором). Наверно кикимора с лешим постарались.

– Сможем ли мы с вами пройти мимо?

– Давайте поможем жителям страны сказок навести порядок.

– Но так как мы с вами в сказке, то чтобы всё это исчезло нам нужно из слов составить предложение и записать его.

Комментирование.

По реке Весёлой плывут корабли.
Они плывут к острову Чудес.

Как пишутся имена собственные?

– Какие слова относятся к именам собственным?

III. Итог урока.

Подошло к концу наше путешествие. Которое показало, что вы знаете и любите сказки.

Умеете правильно писать имена собственные

– Вас еще ждут интересные и неожиданные встречи с героями новых сказок на других уроках. А чтобы сапоги-скороходы не убежали, уберем их в сундучок. (Открываю сундучок).

– Ой, ребята, в волшебном сундучке для вас сюрприз. Жители страны сказок приготовили для вас кроссворд. (Кроссворд по именам собственным) Вы разгадаете его дома.

– Вам понравилось наше путешествие?

На этом оно заканчивается. До новых встреч.