Информационные технологии в обучении географии

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Образовательные. Формирование знаний о географическом положении, рельефе дна, климате, органическом мире, природных ресурсах океана. Продолжить формирование умений и навыков работы с географической номенклатурой.
  • Развивающие. Развитие способностей использования персонального компьютера как средства обучения географии; умений обобщать, анализировать, выделять главное.
  • Воспитательные. Воспитание бережного отношения к богатствам Мирового океана, воспитание патриотизма, чувства гордости за великие достижения наших соотечественников. Воспитание коллективизма и сотрудничества, бережного отношения к оборудованию.

Оборудование. Персональные компьютеры, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны» (Авторы учебного материала: Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А.)

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас в виртуальное плавание по Северному Ледовитому океану, в Арктику- край удивительной природы, край  контрастов. Зимой - это долгая полярная ночь, таинственные переливы сполохов северного сияния  в небе, морозы, вой пурги. Летом - незаходящее круглые сутки солнце, прозрачный воздух, необычные краски. Арктику называют суровой и гостеприимной, унылой и чарующе-красивой, «Страной белого безмолвия».

Добро пожаловать на борт нашего судна! Давайте вместе придумаем ему название. (Дети предлагают свои варианты)    

Ну, что ж, как корабль назовешь, так он и поплывёт. Желаю вам «семь футов под килем».

Ваши рабочие места оборудованы компьютерами. Прежде, чем начать наше плавание, напомню вам правила техники безопасности.

2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Начинай работу строго
С разрешения педагога.
2. Мышка может другом стать
Коль её не обижать.
Там, учти же этот факт,
Электрический контакт.
3. Если сбой дает машина,
Терпение вам необходимо.
Не бывает без проблем
Даже с умной ЭВМ.
4.Если где-то заскрипит,
Или что-нибудь дымит,
Время попусту не трать -
Нужно взрослого позвать.
Ведь из искры, знаем сами,
Возгореться может пламя.
5.Остальное всем известно:
Чтоб не вскакивали с места,
Не кричали, не толкались,
За компьютеры не дрались
И учтите: вы в ответе за порядок в кабинете!

- Теперь вы во всеоружии. В путь! Просторы Арктики ждут вас!

Маршрут нашей экспедиции представлен в верхней части экрана на ПК. По нему  вы можете перемещаться  с помощью щелчка мыши по указанной стрелке вправо или влево. (Демонстрация)

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ ПО СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ

(Записан на доске)

1. Географическое положение океана.

2. История освоения и исследования океана.

3. Рельеф дна .

4. Климат, течения, свойства вод.

5. Органический мир.

6. Природные ресурсы.

7. Хозяйственная деятельность в океане.

-Внимание на доску! Первый пункт нашего маршрута:

1. «Географическое положение»

Открыть на главном компьютере этот пункт. Слушаем диктора. Смотрим на доску.

- СЛО омывает материки Евразию и Северную Америку, а также острова Канадского арктического архипелага. Он не пересекается Северным тропиком, но пересекается начальным меридианом.

Во время плавания вы должны вести записи в «Судовом журнале», который лежит перед вами. ( См. Приложение 1)

Откройте его, пожалуйста, и сделайте первую запись. Вы пишите только численные значения.

(Запись в журнале)

Итак, площадь СЛО -15млн.кв.км; объём воды- 18 куб.км; средняя глубина- 1220м;

Максимальная- 5527 м - Гренландский желоб; средняя температура поверхностного слоя воды- 1,2 градуса по Цельсию.

Внимание на доску!  С Тихим океаном СЛО соединяется Беринговым проливом, с Атлантическим – Датским проливом.

Работаем вместе. В океане много островов. Самые крупные - у берегов Северной Америки. Рассмотрим их географическое положение. (Демонстрация выполнения задания)

Для этого навожу  указатель мыши на верхнюю часть карты океана и выполняю щелчок левой кнопкой. Посмотрите внимательно на местонахождение островов: Баффинова земля, Девон, Элсмир, Бонкс, островов королевы Елизаветы, Виктория.

Чтобы закрыть карту - выполним щелчок.

Аналогично исследуем нижнюю часть карты самостоятельно. (Выполнение работы учащимися)

А теперь проверим вашу наблюдательность. Вам предстоит практическая работа. Выбираем пункт «ПРАКТИКА» в правой части экрана. Чтобы  вернуть островам  их  названия, с помощью мыши, удерживая нажатой левую кнопку, перетаскиваем названия островов. Отпускаем кнопку только, когда доведем указательный пальчик  до отметки на острове. На эту работу отводится до 5 минут. Приступайте! (Выполнение работы учащимися) Не забудьте послать сигнал «SOS», если понадобится помощь.

(Через некоторое время напомнить учащимся о подсказке на доске.)

-Молодцы! Все успешно справились с этим заданием.

Честь открытия этих островов принадлежит разным людям. История исследования Арктики богата яркими страницами, она запечатлела многие славные имена. С некоторыми  из них  мы сейчас познакомимся. Поэтому следующий пункт нашего маршрута:

2. «История освоения и исследования океана»

(Показ на доске) Здесь можно выделить 5 периодов, они расписаны в верхней части экрана.

1 период продолжался до XV в. Поморы (потомки выходцев из Древнего Новгорода), ирландские монахи плавали по Студеному морю (так океан называли в древности).

2 период длился до конца XVI в. Ознаменовался важными географическими открытиями - была составлена карта западной части океана. (Показ на доске)

3 период- XVII-XVIII в.в. Он связан с исследованиями береговой линии океана. Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов). Позже его именем была названа крайняя восточная точка материка Евразия – мыс Дежнёва.(Показ на карте)

Участники Великой Северной экспедиции совершили научный подвиг - прошли от устья Печоры до Берингова пролива, нанесли на карту берега и моря (мыс Челюскин, бухта Прончищева, море Лаптевых) (Показ на карте)

4 период – XIX в. связан с изучением природы океана приполярных областей, поиском прохода для судов вдоль берегов России. (Показ на карте)

 Изучить 5 период исследований вам предстоит самостоятельно.

(Демонстрация выполнения задания.)   

Чтобы выполнить задание, выбираем нужный вам период исследований. Появляется карта океана. При наведении указателя мыши на значок возникает описание, прочитав которое, вы должны выбрать самые главные достижения той эпохи и выписать в судовой журнал самое основное.

Время выполнения до 5 минут.

Желаю « семь футов под килем»!

Давайте проверим результаты ваших исследований. (Чтение учащимися записей в таблицах).

5 период

1) Руал Амундсен(1903-1906) – покорение Северо-Западного прохода;

2) Роберт Пири (1909г.)- достиг Северного полюса;

3) Русские исследователи Г.Седов, В.Русанов - первый в мире ледокол «Ермак» ,много новых сведений о природе СЛО;

4) Отто Юльевич Шмидт(1919г.) - водрузили советский флаг на Северном полюсе;

5) «Челюскинцы»(1933г.)- прошли от Ленинграда до Чукотки на пароходе. Пытаясь вернуться без ледокола, были стиснуты льдами. Ледовый дрейф продолжался 4 месяца. (руководитель-О.Ю.Шмидт ,капитан –В.И. Воронин).Были спасены  первыми героями СССР- В.С.Молоковым, Н.П.Каманиным, Н.В.Водопьяновым ,С.А.Ляпидевским. Это звание им было присвоено за спасение «Челюскинцев» в 1934г.

6) Первая дрейфующая станция(«СП-1»-1937г.)на льдине 9 месяцев - И.Д.Папанин, П.П.Ширшов, Е.К.Федоров, Э.Т.Кренкель - вели наблюдения;

7) Ледокол «Арктика»(1977г.) - за 8 дней от Мурманска до Северного полюса;

Современные исследования - продолжается изучение океана на подводных лодках, автоматических станциях на льдинах.

А теперь остановка. Вы славно потрудились, немного отдохнем.

Сели удобно, руки свесили вдоль туловища.

«Зарядку для усталых глазок» выполняйте вместе со мной:

1. Поверните голову из стороны в сторону. Повторить 5 раз.

2. Зажмуривайте  на 5 секунд то один глаз, то другой. Повторить 5 раз.

3. Вращаем плечами – сначала 5 раз вперёд, а потом 5 раз назад.

4. Вы писали и ваши пальчики устали. С силой сожмите, а потом разожмите кисти. Повторить 5 раз.

Открыть «РЕЛЬЕФ ДНА», пока дети выполняют разминку.

- Итак, вы готовы продолжить плавание? Вперёд, друзья! Нам опаздывать нельзя.

Следующий пункт:

3. Рельеф дна

Учитель: В распоряжении исследователей есть прибор - эхолот, который определяет глубины и рельеф дна.

Главная особенность СЛО - обширный материковый шельф, который занимает почти половину площади СЛО. Смотрим на экран.

Перед вами - картина дна Северного Ледовитого океана, которое имеет довольно сложное строение. Согласно представлениям, основанным на теории тектоники, Северный Ледовитый океан образовался путем раздвижения континентальных плит Евразии и Северной Америки. Океан имеет более молодую литосферу, чем окружающие материки.

Центральная часть океана делится подводными хребтами на несколько котловин. Огромный хребет Ломоносова пересекает впадину океана от материкового склона близ Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском арктическом архипелаге. Параллельно хребту Ломоносова, к западу от него простирается сравнительно узкий срединно-океанический хребет Гаккеля, а к востоку – хребет Менделеева.

Между ними лежат глубоководные котловины с глубинами 4000-5000 м: Лофотенская, Канадская, Баффинова.

- Делаем записи в судовом журнале: (Обширный материковый шельф, более молодая литосфера)

- Думаю, информация исчерпывающая. Мы можем отправляться в путь, не боясь оказаться на мели.

- Чтобы одеться по погоде, перейдём к изучению особенностей  климата. Выбираем соответствующий пункт плана.

4. Климат

Особенности климата  определяются полярным положением океана.

Включить диктора (В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня большую его часть отражает лёд и снег. Поэтому поверхность океана и атмосфера над ним прогревается очень слабо)

(Выключить диктора)

- В течение всего года над океаном преобладают арктические воздушные массы.

- Внимание на доску. ( Показ на карте)

А) В океане выделяют два природных пояса: граница полярного ( арктического ) пояса на юге примерно совпадает с краем континентального шельфа. Эта наиболее глубоководная и суровая часть океана покрыта дрейфующими льдами, которые летом  покрываются слоем талой воды. Этот пояс мало пригоден для жизни организмов.

- Запишите, пожалуйста, в судовой журнал: (Арктический пояс)

Б) Часть океана, прилегающая к суше, относится к субполярному  (субарктическому) поясу. В основном это моря Ледовитого океана: Чукотское, Восточно- Сибирское, Лаптевых,

Карское, Баренцево, Норвежское, Гренландское, Баффина, Бофорта.

(Показать на карте)

Запись в Судовом журнале: (Субарктический пояс)

Природа здесь не так сурова. Летом у берегов вода свободна ото льда и сильно опреснена реками.

 Благодаря запасу тепла, который постоянно пополняется, в целом, и, особенно, зимой, как ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши Северного полушария.

Свойства вод

Учитель. Познакомимся со свойствами вод СЛО. Внимание на доску.

Открыть «Свойства вод» и включить диктора на главном компьютере.

-Слушаем диктора. (Выключить диктора)

Учитель. Самая характерная особенность – наличие льдов. Их образование связано с низкой температурой и относительно низкой соленостью поверхностных водных масс, особенно, в приполярных областях. Летом температура вод изменяется от температуры замерзания до 5 градусов.

Вынос льда в другие океаны затруднен, потому здесь преобладает многолетний лед толщиной 2 – 4 м и более. Ветры и течения вызывают движение, сжатие льдов, образование торосов. (Огромные нагромождения  льдов)

- Запись в судовой журнал: (низкая солёность приполярных областей, повышение температуры летом, образование торосов).

Продолжая подготовку к плаванию, нам необходимо познакомиться с обитателями океана и прибрежных территорий. (Повтор операции выбора пункта плана на главном ПК)

5. Органический мир

Учитель:

А) Основную массу организмов  в океане образуют водоросли, способные жить в холодной воде и даже на льду. Органический мир богат только в приатлантическом районе и шельфе близ устьев рек. Здесь образуется планктон, на дне растут водоросли. Обитают рыбы промыслового значения ( треска, навага, палтус). Морские птицы, ведущие колониальный образ жизни, селятся на берегах. Все население гигантских птичьих « базаров» питается в океане.

- Откройте, пожалуйста, « Органический мир».

Чтобы познакомиться с остальными обитателями океана, наводим указатель мыши и щелкаем левой кнопкой. Ваша задача - выписать названия животных в судовой журнал (моржи, тюлени, дельфины, белые медведи, киты, белухи, кайры).

Самостоятельная работа (до 3 минут).

Эти животные нуждаются охране и защите. Многие из них занесены в Красную книгу.

Проверка выполнения задания.

- Молодцы! Мы приближаемся к конечному пункту нашего следования.

(На экране открыть «Полезные ископаемые»)

6. Природные ресурсы СЛО

Учитель. Северный Ледовитый океан имеет исключительно важное значение для стран, берега которых омывают его воды- Норвегии, США, Канады, но особенно для России. Это биологические ресурсы – добыча китов, тюленей, моржей, сбор водорослей, лов моллюсков, рыбный промысел (мойва, камбала, окуневые), а также полезные ископаемые, которые были обнаружены на шельфе СЛО

Обратите внимание на условные знаки. (Нефть, природный газ) Их месторождения найдены на шельфе Карского и Баренцева морей, а также у берегов Аляски и Канады. Энергетические ресурсы океана начали использовать Норвегия и Россия.

Внимание на экран! С такой самоходной буровой платформы ведётся добыча нефти.

- Сделайте, пожалуйста, запись в «Судовом журнале» (Биологические ресурсы; минеральные: нефть, природный газ)

Довольно сложная техническая задача – освоение подводных богатств океана. Но ещё одна из главных хозяйственных проблем океана - превращение его в круглогодичную транспортную магистраль.

По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов.

Открыть «Судоходство» на главном ПК.

- Внимание на экран.

7. Хозяйственная деятельность в океане

Учитель. Освоение Северного морского пути (СМП) началось в 30 – е годы прошлого столетия. На карте можно видеть порты СМП: Провидение, Тикси, Хатанга, Диксон, Архангельск, Мурманск.

Выбор картинки ( Движется ледокол)

- Северный морской путь – главная судоходная магистраль в Арктике, которая значительно сокращает расстояние между европейскими и дальневосточными портами.

СМП играет огромную роль в освоении Сибири, куда везут оборудование и продовольствие, топливо, промышленные товары, а вывозят лес и руду. Караваны судов проводят мощные ледоколы. Навигация длится от двух до четырех месяцев, а на отдельных участках, благодаря ледоколам, ее продолжительность больше.

При благоприятных условиях суда проходят весь путь за 20-25 суток. Сквозные плавания по Северо-Западному проходу практически не совершаются, их развитие только намечается.

Для обеспечения работы СМП в нашей стране созданы специальные службы: полярная авиация, сеть метеостанций на побережье и дрейфующих льдинах.

Включить диктора. Открыть «Метеонаблюдения».

Метеонаблюдения

Слушаем диктора. (Выключить диктора)

Учитель. Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют «полярники». Принадлежность к ним определяется не только профессией, но и географической сферой деятельности. Несмотря на то, что человек вооружен мощной техникой, работать в Северном  Ледовитом океане трудно и опасно.

Завершим заполнение Судового журнала. (Добыча полезных ископаемых, рыбный промысел, судоходство, метеонаблюдения.)

- Осталось проверить, кто из вас готов к настоящему плаванию по  «Студёному морю».

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

– Выполним небольшое тестовое задание из 10 вопросов. (Повтор операции выбора). Если возникнут затруднения, пользуйтесь записями в ваших «Судовых журналах».

Выполнение тестовой работы (Выбор справа на экране «Тесты»).

Учитель:

А) выбираем вопрос, он появляется в окошке справа;

Б) выбираем вариант ответа;

В) нажимаем на левую кнопку: если ответ  верный, то открывается цветная часть картинки; если ответ неверный, то картинка искажается.

- И так далее. По окончании работы вам выставляется независимая оценка.

Те из вас, кто быстрее других справятся с заданием, может выполнить следующий тест.

Вперед, друзья! Время не ждет. Будьте внимательны.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель. Что ж, вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие в загадочную «Страну ледяного безмолвия».

Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями. Теперь можно смело отправляться в самостоятельное плавание по океану под названием «жизнь».

Желаю вам «семь футов под килем»!

Спасибо за внимание! Урок окончен.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: записи в «Судовом журнале».