Урок географии в 6-м классе. Тема: "Обобщение темы "Гидросфера"

Разделы: География


Цели:

  • Решая географические задачи, учить сравнивать объекты по плану, устанавливать причинно – следственные связи.
  • При чтении географических карт вырабатывать географическую зоркость, логику мышления, видеть реальные задачи географии.
  • Показать значение гидросферы для жизни людей и природы планеты, познакомить с проблемами использования человеком гидросферы.
  • Воспитывать чувство любви к природе, к осознанию роли культуры человека, необходимость изучения законов природы.

Оборудование урока:

  • Настенные карты мира и России.
  • Настенная контурная карта мира.
  • Магнитная доска с карточками (профессии географов)
  • Географические атласы 6-го класса у каждого ученика.
  • Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “Начальный курс географии”
  • Презентация “Чудеса гидросферы планеты”
  • Видеофильм “Водопады и фьорды Норвегии”
  • Маршрутный лист – у каждого учащегося.

Раздаточный материал для групп: а) узнай объект, б) пословицы.

Ход урока

Подготовка учащихся к уроку идет на фоне демонстрации фрагмента видеофильма “Водопады и фьорды Норвегии”

Вступление учителя: Сегодня у нас заключительный урок по теме гидросфера. Какие вопросы вы считаете необходимо обсудить на уроке?

Ученики: повторить части гидросферы, характеризовать объекты, читая географическую карту, показать роль гидросферы на планете, определить проблемы человечества при взаимоотношении с водной оболочкой планеты

(Цели урока открываются на слайде)

Учитель: на первом уроке по гидросфере мы убедились, что с точки зрения многих наук вода – самое удивительное вещество на планете. Ученые составили перечень водных чудес света (1 ученик – рассказывает, 1 ученик – показывает объект на карте мира).

Водные чудеса планеты (демонстрация презентации)

  1. Оказывается, в западной части Тихого океана, в 480 км к западу от США есть глубоководные горячие источники – “ черные курильщики”, температуры вод составляет 404 градуса по Цельсию. Эта вода не превращается в пар, т. к. источник находится на большой глубине в условиях высокого давления.
  2. К водным чудесам относятся Галапагосские острова, где обитают самые большие на Земле черепахи.
  3. Самые протяженные коралловые острова – Большой Барьерный риф к северо – востоку от Австралии.
  4. Красное море – одно из самых теплых ( до + 32 градусов) и соленых ( до 42 промилле) морей в мире.
  5. Озеро Байкал имеет самую чистую и прозрачную воду на Земле.

Учитель: в Ленинградской области тоже есть водные объекты, которые можно причислить к водным чудесам. Назовите их.

Река Нева. Удивительна тем, что короткая (74 км), но полноводная, не мелеет летом – подарок природы для судоходства. Главная река нашего города. Со всех концов света едут смотреть, как разводятся мосты Невы.

Учитель: как архитектура нашего города отражает роль рек?

Ученики: у подножий Ростральных колонн могучие скульптуры из пудосткого камня – аллегории русских рек: Волги, Невы, Днепра, Волхова.

Учитель: река Лава – единственная в Лен. области, образующая каньон (мы с вами имели радость видеть это чудо природы). Но много еще предстоит нам узнать. На юго – востоке Лен. области есть исчезающая река Рагуша. В верхнем течении – совсем обычная река, а далее путь идет по сухому руслу, через 2 км река родниками, почти фонтанами снова выходит на поверхность.

Какие чувства вы испытали сейчас, узнавая новое о водных объектах. (Радость, удивление, восхищение, гордость, удовольствие…)

Уже давно известно, чтобы стать счастливым человеком, нужно многое уметь, в том числе – уметь смотреть и видеть красоту природы. Ваша точка зрения: только ли видеть?

Ученики: нужно не только видеть, но и беречь красоту.

Учитель: верно, вопросы охраны природы начинаются с любви человека к природе. Обращение к эпиграфу урока: “Вода – краса всей природы”. (С.Т. Аксаков).

Маршрут нашего урока проложили ученые – географы. На уроке вы проведете самооценку знаний, заполняя маршрутный лист.

Работа со схемой учебника стр. 104. Назовите состав гидросферы.

Учитель: какой процесс лежит в основе существования гидросферы. (Мировой круговорот воды в природе).

Учитель: не пересказывая сути круговорота воды в природе, назовите его значение (единство вод, взаимосвязь оболочек, перенос тепла, круговорот веществ в природе).

Первый маршрут. Воды океанов, морей.

Учитель: докажите, что это главная часть гидросферы (3/4планеты по площади занимают океаны). Кто изучает воды океанов? (Океанологи). Прикрепляется карточка к магнитной доске.

  1. Работа в парах. Игра “ Третий лишний”

Балтийское, Охотское, Японское.

План сравнения – на листах раздаточного материала. 1 вар. отвечает второму первые два пункта. 2 вар. отвечает первому 3 и 4 пункты.

  1. Работа с атласами, устная – 3 мин.
  2. Проверка работы.

1 ученик: По геогр. положению: по отношению к экватору – все моря – в сев. полушарии: по отношению к 0 меридиану: все - в вост. полушарии;

2 ученик: принадлежность моря к океану: Балтийское море – часть Атлант. океана, остальные – моря Тихого океана.

3 ученик: По положению: Балт. море – внутреннее, остальные – окраинные.

4 ученик: По глубине: Балт. море – шельфовое, остальные – глубоководные.

  1. Самооценка первого вопроса.

Дополнительные вопросы учителя:

  • Какое море (из названных) самое теплое? Ответ обосновать.
  • Какое море самое слабосоленое. Ответ поясните.

Учитель: поскольку мы с вами жители балтийского побережья, судьба Балтики нам не безразлична. Назовите ветвь географии, занимающуюся вопросами охраны природы (экология, экологи)

  • Пользуясь политической картой атласа, определите, почему экологи тревожатся за чистоту Балтики (побережье принадлежит многим государствам, необходимо международное сотрудничество для охраны вод).

Учитель: почти 30 лет назад государства Балтийского региона впервые в мире заключили международное соглашение по охране моря. Балтийское море – внутреннее, затруднена связь с океаном, воды медленно меняются на более чистые океанические воды.

  • Кто в государствах должен владеть информацией океанологов, экологов? (Политики; те, кто принимает законы)
  • В 2005 году вошли в действие – юго – западные очистные сооружения в Петербурге, скандинавские страны в строительство этого объекта тоже вкладывали деньги. Россия сегодня – богатая страна. Объясните участие стран с географической точки зрения (воды морей едины)
  • Экологи работают совместно с географами, изучающими реки, озера. Назовите эту ветвь географии (гидрография – гидрологи).
  • Теоретические географические исследования всегда находят отражение на географической карте. Назовите профессию географов. (картография – картографы).

Домашнее задание.

Каждый из вас при изучении темы выступал в роли картографа при заполнении контурных карт. Подготовить к сдаче контурные карты, проверить полноту их заполнения.

Второй маршрут путешествия. Решение географических задач - 13 мин.

Работа в группе по 4 человека: 3 мин. – обсуждение задачи.10 мин. – отчет групп. Группа выделяет 1 картографа, показывающего объект во время отчета группы на настенной карте и контурной карте.

1 задача.

  • Водный поток, текущий в выработанном углублении, русле.
  • Притоки главной реки расположены в северном и южном полушариях.
  • Это самая многоводная река планеты.

2 задача

  • Замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении
  • Размещается в грабене.
  • Наибольшая глубина – 1637м. Содержит 1/10 часть чистейших пресных вод Земли, относится к сточным озерам.

3 задача.

  • Падение реки с уступа, образовавшегося в ее русле.
  • По этой реке идет сток воды из системы озер в Атлантический океан.
  • Вода постоянно подтачивает ступень, она отодвигается ежегодно на 1 метр. Среди других объектов – не самый высокий, но самый мощный; принадлежит двум государствам: США и Канаде.

4 задача

  • Участки материков, полуостровов, островов, глубоко вдающиеся в океан с трех сторон окружены водой.
  • Эта территория – часть Евразии, вдающаяся в Индийский океан.
  • Самая крупная территория юго – западной Евразии, расположена на стыке Африки и Евразии.

5 задача.

  • Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями.
  • Это внутреннее море Атлантического океана, омывающее границы России.
  • На побережье этого моря расположен крупнейший порт страны, город заложен в 1703 году по велению Петра 1.

Заполнение маршрутного листа.

Учитель: человек издавна общался с каждой частью гидросферы, старался выяснить законы жизни природы. Ученые, изучающие быт, жизнь народов – этнографы. Знание природы ярко отразилось в пословицах и поговорках. Вам предлагается в народном творчестве найти географический смысл, объяснить географическую суть пословицы.

Маршрут третий. Работа с пословицами.

Задание выполняется по группам: 4 чел. Первый человек в группе переходит в другую группу. Время: 7 мин.: 1 мин – обсуждение, 6 мин. – отчет групп.

  • 1 группа. Река, хоть и бурная, течет в берегах, люди, хоть их и много, живут по законам (монгольская)
  • 2 группа. Глубокая река течет без шума (башкирская)
  • 3 группа. Вода чиста у истока (чечено–ингушская)
  • 4 группа. Один берег реки размывается, другой – намывается (индийская)
  • 5 группа. И быстрой, и большой реке слава – до моря (русская)
  • 6 группа. У бедняка две беды: ни воды нет, ни дров (туркменская).

Проверка домашнего задания. Награждение гидросферы. Вручение медали.

Гидросфера награждается за следующие заслуги:

  • Обеспечивает жизнь на нашей планете.
  • Гидросфера – украшение планеты. Аксаков С.Т.: “ Вода – краса всей природы”
  • От чистоты вод гидросферы зависит здоровье человека.
  • Воспитывают в человеке стойкость, мужество, взаимопомощь.
  • Воды гидросферы – это природные транспортные пути.
  • Сосредоточение биоресурсов, полезных ископаемых на дне и шельфе океана. Вода – самый ценный минерал на Земле.
  • Аккумулятор энергии.
  • Воды гидросферы можно назвать матерью урожая. Народная пословица гласит: “ Была бы водица, а зелень народится”.
  • Главный очиститель планеты.
  • Берега рек, озер, морей – любимые места отдыха человека.
  • Человек издавна селился на берегах рек, озер.
  • Гидросфера обеспечивает связь оболочек планеты.
  • Гидросфера осуществляет круговорот веществ в природе.

Проблемы гидросферы. (Оборотная сторона медали). Отчет второй группы по домашнему заданию

  • Из 100% объема гидросферы человек может рассчитывать менее чем на 1 % пресных вод.
  • Уже сейчас многие районы планеты испытывают дефицит пресной воды.
  • На планете остро стоит проблема охраны вод: есть больные моря, реки, озера.
  • Гидросфера – это и опасные явления в природе: наводнения, цунами.
  • Человек обязан беречь, охранять, экономить воды гидросферы.

Вывод урока (делают ученики). Мы еще недостаточно полно изучили воды гидросферы.

Учитель: изучение темы продолжится в других курсах географии.

Подведение итогов урока. Работа с маршрутным листом.

Маршрутный лист Путешествие по гидросфере.

Ученика/цы 6 ….кл…………………………….

Маршруты баллы
1 маршрут. Океанологи. Гидрологи. Сравнение морей. 1.
2.
2 маршрут. Решение географических задач 1.
3 маршрут. Этнографы. Работа с пословицами 1.
Дополнительные ответы  

Итого баллов… Итоговая отметка….

Литература:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “ Начальный курс географии 6 класс”. Дрофа Москва 2006г.
  2. Г.Н. Элькин “ Физическая география” справочно – информационные материалы к урокам 6 класса. Санкт – Петербург “ Паритет” 2003
  3. О.В. Крылова “ Интересный урок географии” Из опыта работы. Москва “ Просвещение” 1989
  4. Г.П. Субботин “ Задачник по географии” 500 заданий тестов, вопросов. Москва “ Аквариум” 1997
  5. С. В. Рогачев “ Обучающие задачи, вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематическими картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии” “ География” 2006, № 2