Обобщающий урок по математике в начальной школе. Тема: "Числа от 1 до 10"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Общеобразовательные:

1. Обобщить знания детей по теме “Число от 1 до 10.”

2. Закрепить знания состава чисел от 2 до 10; решение задач, составленных по картинке.

3. Отрабатывать вычислительные навыки в пределах 10.

Развивающие:

1. Формировать умение анализировать, делать выводы, доказывать свой выбор действий.

2. Развивать внимание, речь, память.

3. Формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: конверты с набором геометрических фигур; карточки с числовыми лесенками; домики “состав числа” цифры, счетный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученного.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока “Числа от 1 до 10”. На уроке мы будем повторять состав чисел до 10; решать задачи, составленные по картинкам; решать примеры.

Сегодня урок не совсем обычный. Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки, со всех сторон окруженный океаном.

А живут на нем разные зверушки, которые приглашают нас в гости.

- Ребята, а вы знаете, какие животные живут у нас в Ставропольском крае?

- А какие животные живут в Африке? (Ответы детей)

Все эти звери очень любят математику и всегда рады тем, кто является истинным её ценителем. Без математики нельзя было бы запустить в космос ракету, да что ракету, даже купить продукты в магазине и то было бы нельзя. Вот такая это важная и нужная!

Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.

- Итак, вы готовы отправиться в путешествие? (Да)

- А вот на чем мы отправимся? Это вы знаете, поработав в паре со своим соседом. На каждой парте лежит конверт с геометрическими фигурами. Сложив эти фигуры в определенном порядке, у вас получится тот транспорт, на котором мы и будем путешествовать.

2. Работа в паре.

- Что же у вас получилось? (П/о: кораблик)

- Какие геометрические фигуры вы использовали для построения кораблика? (П/о: треугольники, четырехугольники)

- Почему называется треугольник? (Чтобы назвать фигуру, вы должны знать три признака; углы, вершины, стороны)

- Почему называется четырехугольник?

3. Поиск, исследование.

- Состав какого числа мы получили, выложив кораблик из двух видов разных фигур? (П/о: состав 7, 7 – это 3 и 4)

- Исследуйте наш кораблик и скажите, какая фигура спряталась? (П/о: прямоугольник)

- Ребята, а чем эти   четырехугольники различаются?

- Как еще можно назвать эти фигуры? (П/о: Квадрат, так как все углы прямые и стороны равны. А у прямоугольника – углы прямые, противоположные стороны равны.)

- Сколько всего фигур?

- Каких фигур больше?

- На сколько больше?

На остров нас доставят эти чудесные кораблики. Но попасть на них совсем непросто. Для этого надо выполнить задания, которые нам прислали звери. Чтобы справиться с ними, нужно быть очень внимательными, собранными и активными.

4. Устный счет.

1. Счет до 10 и обратно, передавая флажок.

2. Назвать ряд чисел от 3 до 9 в прямом порядке; от 2 до 8; от 1 до 7.

В обратном порядке от 8 до 3; от 7 до 4.

3. Назвать соседей числа 6, 4, 8.

4. Игра “Прибавь 1” (с мячом).

- Какие числа мы получали как одним словом их можно назвать? (П/о: последующие)

- Как получить последующее число? П/о: Чтобы получить последующее число, надо прибавить 1 или увеличить на 1)

5.

- Какие числа пропущены?

- Как одним словом назвать?

- Верно ли мое утверждение: “Чтобы получить предыдущее число, надо +1”? (П/о: нет, не верно, надо -1)

- Почему надо -1? (Ответы детей)

- Молодцы, вы с честью выдержали все испытания. Пора подняться на борт корабля. Посмотрим, кто сделает это быстрее?

- Мы продолжаем вырабатывать навык самоконтроля.

Ребята 1, 2 ряда работают по карточкам в паре, ребята 3 ряда - друг за другом (I  в. один экипаж, II в. – другой экипаж) выходят к доске и заполняют числовую лесенку.

- Итак, наши корабли отправляются в путь.

Корабли по морю плыли,
К чудо – острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей

III. Физкультминутка.

Мы топаем ногами, ногами, ногами.
Мы хлопаем руками, руками, руками.
Качаем головой, качаем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем,
И в Африку плывём.

IV. Работа в тетрадях [2].

- Мы приближаемся к цели. Пора сделать записи в бортовых журналах.

- Откройте тетради на странице 19.

- Рассмотрите картинку и составьте задачу на сложение

- Сколько птичек сидит на ветке? (3).

- Сколько птичек прилетело? (?)

- Скажите, птичек станет больше или меньше? (больше).

- Значит, какой знак?(+).

- На сколько станет больше? (на 1).

- Сколько всего станет (4)

- Как вы узнали? (3+1=4).

- Запишите решение этой задачи в тетрадь.

(По аналогии составляем и разбираем задачу на вычитание)

- Суда почти у цели. Но вдруг неожиданно подул ветер.

На нашем пути новое испытание. Наши корабли смогут подойти к пристани, если мы с вами вспомним состав чисел 5, 7, 4. Из-за ветреной погоды некоторые цифры потерялись

- Какие цифры потерялись?

- Молодцы, а теперь закройте тетради.

- Вот мы и на острове. Смотрите, кто нас встречает?

(Попугай, обезьяна, слоненок, львенок)

- Львенок просит нас после долгого плавания размять свои пальчики.

V. Физкультминутка.

- Ребята, попугай мне что то говорит. (Использую игрушку “Говорящий попугай”)

Попугай: “Откройте учебник”.

VI. Работа с учебником [1].

Попугай: “Помогите! Помогите!”

- Ребята, он просит нас помочь ему выполнить первое задание из учебника.

Возьмите синие кружочки (счетный материал) и закройте примеры с ответом 5.

- Осуществляем самоконтроль. (Вывешиваю таблицу с выполненным заданием. Дети проверяют свои работы)

- Теперь попугай нам скажет: “Спасибо!”

- А вот обезьянка решила нас проверить. Мы должны выполнить задание № 2 из учебника.

- Как называются изображенные фигуры одним словом? (П/о: многоугольники)

- Какая фигура является лишней? (П/о: треугольник)

- Почему эта фигура лишняя? (П/о: потому что все остальные фигуры – четырёхугольники)

- А вот слонёнок. Он очень любопытный и постоянно задает математические вопросы со словом “сколько?”. И сейчас он опять спрашивает:

- Сколько крыльев у двух попугаев? (4)

- Сколько хвостов у двух ослов? (2)

- Сколько ушей у трех малышей? (6)

- Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)

- А сколько красных рыб плавает у берегов нашего острова? (5)

- А сколько желтых рыб? (3)

- Состав какого числа мы получили? (П/о: состав 8. 8 – это 3 и 5)

- Молодцы!

- Наше путешествие подходит к концу. Пора домой. А чтобы вновь оказаться дома, вы должны доказать мне, что вы все знаете состав чисел до 10.

5. Игра “Заселяем домик”.

Осуществляю разноуровневый подход. Домики разных цветов. Разные цвета – разные уровни.

Например:

6. Взаимопроверка.

- Ребята, пока вы заполняли свои домики, я тоже заселила жильцов в домик № 9.

- Проверьте, верно ли я выполнила задание?

(Дети находят ошибки и доказывают правильность своего ответа.)

VII. Итог урока.

Мы снова в классе.

- Чем мы занимались сегодня на уроке во время путешествия? (Ответы детей)

- Урок окончен.

Литература

  1. Учебник “Математика”, 1-й класс, автор М.И. Моро. УМК “Школа России”.
  2. Тетрадь по математике , 1-й класс, автор М.И Моро.