Использование технологии развития критического мышления как фактора успешности школьников в обучении географии

Разделы: География


Исходя из концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); социально-правовой (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы). Соответственно, это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.

Технология развития критического мышления способствует формированию изложенных выше социально значимых качеств личности и, прежде всего, критического мышления.

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Данная технология предполагает условия для свободного развития каждой личности. Способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулирования мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление.

Данная технология обеспечивает развитие успешности школьника. Ещё великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "Есть успех - есть и желание учиться".

Уроки, построенные в рамках технологии развития критического мышления, обеспечивают каждому ученику ":гарантию успеха - без малейшего "провала" - педагогики, за создание которой ратовал Ян Амос Коменский.

Кроме того, у школьников формируются и другие регуляторные механизмы мыслительной деятельности, такие как, мотивация, саморегуляция, самооценка.

Приемы "лекция со стопами", "написание эссе", "учебный мозговой штурм", "написание синквейна", прием составления маркировочной таблицы "ЗУХ", "пометки на полях", "составление кластера", "корзина идей, понятий, имен:", используемые в технологии развития критического мышления стимулируют инициативность учащихся, развитие критического и рефлексивного мышления.

Таким образом, технология развития критического мышления направлена на формирование способностей - использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в различных сферах учебной деятельности.

Как организовать урок в рамках технологии критического мышления? Ответ на этот вопрос пытается найти учитель при проведении урока географии в 8 классе на тему "Проблемы использования недр Земли" по учебнику "География России. Природа и население" под редакцией А.П. Алексеева.

Тема: Проблемы использования недр Земли.

Место урока: последний (обобщающий) в теме "Рельеф и недра".

Цели урока:

образовательные:

  • формирование представлений о природных ресурсах, их запасах и проблемах использования;
  • изучение путей рационального использования природных ресурсов;

развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в группах и с учебным текстом;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы;

воспитательные:

  • формирование экологической культуры обучающихся.

Оборудование:

  • карта "Полезные ископаемые России",
  • раздаточный материал "Письмо из будущего",
  • памятка к приёму "Пометки на полях",
  • демонстрационный материал: составные части кластера.

1.gif (14733 bytes)

Структура урока:

  • 1 этап - Организационный
  • 2 этап - Вызов
  • 3 этап - Осмысление
  • 4 этап - Рефлексия

Ход урока

I этап - организационный.

Методические приемы: создание комфортной обстановки и положительной мотивации.

Методические рекомендации: данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
"Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке".

Проверяет готовность к уроку.

Знакомит с темой урока.

Слушают.

Записывают в тетрадь тему урока.

I I этап - вызов

Методические приемы: "Пометки на полях" (см. приложение 2).

Методические рекомендации: активизация ранее полученных знаний и представлений об изучаемой теме, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сообщает учащимся о получении письма из будущего (см. приложение 1).

Даёт задание прочитать и сделать пометки на полях в соответствии с инструкцией.

Следит за регламентом работы.

Знакомятся с текстом письма.

Читают, осмысливают, делают пометки на полях.

Методические приемы: "Корзина".

Деятельность учителя Деятельность учащихся
"Что вам известно о природных ресурсах?

Запишите в тетради всё, что вы знаете о них".

Вспоминают и записывают в тетради все, что знают по теме вопроса (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Методические рекомендации: следующее обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
"Теперь предлагаю вам обсудить в группах (или в парах) то, что вы записали по данной теме.

Выделите, по каким моментам ваше мнение совпало, по каким - возникли разногласия".

Следит за работой учащихся. Прислушивается, как идет обсуждение в группах.

Обсуждение закончилось.

Происходит обмен информацией. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.
Составляет список идей на доске. Каждая группа по кругу называет один факт или проблему, при этом, не повторяя ранее сказанного.

Методические рекомендации: учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные. Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы исключаются.

III этап - осмысление

Методические приемы: "Составление кластера".

Методические рекомендации: структурируют учебный материал корзины по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
"Итак, пришло время связать наши разрозненные знания в одно целое".

Помогает в составлении кластера "Паутина" (см. Рисунок 1).

"О чём мы сегодня говорим на уроке?"

"Верно, ключевое понятие у нас "Природные ресурсы".

(понятие вывешивается на доске)

"С какой диллемой (противоречием) мы столкнулись?"

"Какие первоочередные проблемы вы бы сформулировали?"

"К чему это ведет?"

"Какой вопрос у вас напрашивается?"

"Действительно, сегодня мы в 10 раз превысили предел устойчивости биосферы. Для того, чтобы восстановить утраченное устойчивое состояние, предлагают два пути: в 10 раз сократить численность населения планеты или в 10 раз сократить потребление ресурсов. Ясно, что и то, и другое невозможно. А возможен ли третий путь?"

(Обсуждают идеи, проблемы, дают ответы, обосновывают свои выводы)

Ответ: "о природных ресурсах".

Ответ: "С одной стороны - богатство и разнообразие природных ресурсов, с другой - проблемы использования".

Ответ: "Истощение и загрязнение окружающей среды".

Ответ: "К нарушению устойчивости биосферы".

Ответ: "Что мы оставим будущим поколениям?"

Ответ: "Да. Это ресурсосберегающие технологии, рециклинг, комплексное использование и др.".

Составляют логическую цепочку "Паутина" (см. приложение).

Обсуждают причинно-следственные связи.

IV этап - рефлексия

Методические приемы: "Написание эссе"

Методические рекомендации: творческая, индивидуальная работа. Время 5 минут.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает написать эссе на тему: "Обращение к человечеству или к правительству о проблеме природных ресурсов и путях её решения".

"Ваша задача - выразить своё личное отношение к затронутой проблеме".

Обсуждение и анализ 2-3 творческих работ из тех, кто написал.

Подведение итогов урока.

Написание эссе.

 

 

Зачитывают, обсуждают. Выражают своё мнение.

Домашнее задание

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Параграф 9, ответить устно на вопросы после параграфа, задание 5 по желанию. Закончить написание эссе. Записывают задание, задают вопросы.

Заключительный этап.

Методические рекомендации: Рефлексия эмоционального состояния, настроения и отношения к изучаемой проблеме. Постараться дать возможность кратко высказаться всем желающим.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
"Наш урок завершен. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в конце урока?"

"Считаете ли Вы, важным и необходимым продолжение обсуждения поднятых на уроке проблем на последующих наших занятиях?"

Высказывают свои мысли, чувства по теме урока.

Приложение 1

Письмо из будущего

Оказавшись в аномальной зоне, мы попали в будущее, в 2308 год.

Перед нами открылся унылый вид планеты. Зияющие чернотой котлованы, карьеры, заброшенные шахты. Серыми тенями возвышались терриконы пустой породы. Кое-где виднелись участки засохших лесов.

В школе, в компьютерной энциклопедии мы прочли о том, что людям уже 300-400 лет назад (т.е. нашим современникам) было известно, что полезные ископаемые относятся к исчерпаемым и невозобновимым ресурсам.

О человечестве 20 - начала 21 века написано, что ежегодно оно использовало до

100 млрд. т разнообразного сырья (горные породы, ископаемое горючее) и с применением 3 500 км3 воды в год перерабатывало эту массу в конечные продукты. Причем технологии были настолько примитивны, что полезный продукт составлял лишь 1-2% первоначальной массы. Остальное - 98-99% шло в отходы.

Добыча полезных ископаемых всегда сопровождалась извлечением и ненужного материала, так называемой пустой породы. Это фактически, отходы, которые накапливались, например, вокруг шахт в виде искусственных конусообразных холмов - терриконов. В мире на каждую добытую тонну угля приходилось в среднем 6 тонн пустой породы. Немецкие экологи в 20 веке такие отходы стали называть "экологическим рюкзаком". Человечество платило за удовлетворение своих потребностей тем, что "тащило" груз отходов. При добыче нефти и газа экологический рюкзак меньше, чем при добыче угля, - всего 10 кг на 1 т. А вот, чтобы получить 1 г золота, надо было переработать 3,5 т (!) породы, при получении 1 т железа в отходы шло 14 т породы.

Общий объем добываемых из недр планеты ресурсов составлял около 300 млрд. т в год.

Люди 20 века уже знали, что угля хватит на 300 лет, нефти - на 90 лет, газа - на 50 лет, урана - на 27 - 80 лет. Тем не менее, например, на каждого жителя России они продолжали в год извлекать около 53 т горной породы, из которых 40 т сразу же шло в отвалы, а 13 т - на переработку.

При добыче полезных ископаемых, люди вынуждены были откачивать подземные воды из шахт. В среднем в мире на 1 т угля откачивалось 3 т воды. Эти засоленные и мутные воды люди сбрасывали в реки и озера.

На месте разработок полезных ископаемых уничтожались растения, животные, почва.

В итоге цинк, алюминий, медь, олово, вольфрам закончились на нашей планете 100 лет назад. Небольшие запасы нефти сохранились на территории некогда существовавшей Канады. В России не осталось нефти, газа.

Мы не узнали нашу планету. Из зелено-голубой она превратилась в серо-коричневую!...


Приложение 2

Прием "Пометки на полях"

Знаком "галочка" (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком "плюс" (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком "минус" (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком "вопрос" (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.