Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Переход на (ОС) "Школа-2100" подразумевал использование инновационных педагогических технологий. В начальной школе актуальным является не только создание базового фундамента знаний, умений и навыков школьника, но и развитие личностных качеств, позволяющие ему без труда преодолеть возникающие изменения в школьной жизни, обеспечение личностного развития ребёнка.

Ребёнок любознателен от природы. С рождения окружающая жизнь ребёнка становится творческой лабораторией, в которой происходит процесс исследования и познания. Обучаясь в школе, ребёнку приходится изучать и исследовать много заданного - запланированного разными программами и стандартами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое, исследовательское, информационное проектирование. Я много лет работаю по использованию пословиц и поговорок на уроках и во внеклассной деятельности. Мною была составлена подборка их к урокам русского языка, математики, окружающего мира, географии, истории, собран материал внеклассных занятий. На одном из классных часов во 2 классе предложила ребятам расширить кругозор изучения их. Я объяснила всю "кухню" исследования и правила оформления его хода и результатов. Так родился коллективный проект "Красна речь пословицей". В игровой форме чётко определился объект исследования - люди (группа, класс) и предмет исследования - пословицы и поговорки, выдвинуты цели проекта. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Работа над проектом велась по следующим этапам:

  • Этап 1. Разработка проектного задания.
    Задачи - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев результатов.
  • Этап 2. Разработка проекта.
    Задачи - сбор и уточнение информации.
  • Этап 3. Оценка результатов.
    Задачи - анализ выполнения проектных заданий.
  • Этап 4. Защита проекта.
    Урок-презентация. Задача - коллективная защита проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

В результате работы был выпущен печатный сборник "Пословицы и поговорки в картинках" при активном участии родителей, собран информационный справочный материал.

При работе над проектом "С любовью к городу", посвящённому 150-летию Мариинска, учащимися были написаны сочинения о городе, стихи. Совместно с родителями подготовлена фотовыставка "Люби свой город" (Старкова Т. В. и Старкова Ира), выставка детских рисунков в классе (лучшие были представлены в УО города). Группа ребят приняла участие в праздничной программе на Губернаторском приёме.

Анализ практики работы показывает, что возможности использования проектной деятельности не ограничены, и если дети любят уроки труда и изобразительного искусства именно потому, что на этих уроках позволяется реализовать их творческие замыслы. Так при изучении темы "Роль фантазии в создании произведения искусства" в 3 классе ребятами были представлены индивидуальные проекты разной техники выполнения. Эти работы были представлены на городской выставке прикладного искусства. Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности). Все работы детей имеют практическую ценность - являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок, носят научную информацию.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе остаётся мало изученной, но перспективной и многообещающей как в дидактическом, так и в воспитательном процессе младших школьников.