Урок русского языка в 7-м классе по теме "Правописание производных предлогов"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Правописание производных предлогов.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Дополнительные материалы: презентация PowerPoint, ЦОры, ЭОРы.

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”;
  • контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков по пройденным темам;
  • обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов;
  • закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи;
  • развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

Развивающие: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;
  • способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Методические рекомендации: урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно применительно ко всем видам учебников. Школа работает по учебнику “Русский язык” под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Л. А. и др. При подготовке к урокам можно использовать материал из учебного комплекса под редакцией Бабайцевой В. В. Мне очень нравится универсальность ЦОР: ресурсы можно использовать во всех типах уроков и на всех этапах уроков. Работая над данным планом урока, я не ставила такой цели, как дать подробный план-конспект (это только “голый” план) урока, мне было интересно поделиться тем, как я использую продукты ЦОР, насколько они облегчают труд учителя, делают интересным материал урока. Данный план – это примерный образец использования ЦОР, на основе которого можно составить подробный план-конспект, где будет учтено все.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Введение в тему урока. Формы работы на уроке.

2. Повторение материала предыдущих уроков “Предлог как часть речи”, “Производные и непроизводные предлоги”.

- Что называется предлогом?

- Для чего служит предлог?

- Какие отношения выражает?

- Производные предлоги – это…

- Непроизводные предлоги – это… (см. слайды презентации на повторение из предыдущих уроков)

Замечания учителя: На этом этапе урока уместно и с методической точки правильно, если дети будут работать с индивидуальными папками-помощниками, где собраны учебные материалы предыдущих уроков для попутного повторения. Эти материалы можно использовать как для индивидуальной работы, так и для общего повторения, то есть коллективной работы. Составить такие папки можно на основе коллекции ЦОР. (Например, повторение с использованием интерактивного гипертекстового определения “Предлог” (№ 110262) из папки-помощника).

*** Папка-помощник (№ 2). Проверка индивидуального домашнего задания с использованием в качестве образца анимации "Роль предлогов в языке" (№ 110874) .

Подберите аналогичные иллюстрации, составьте, используя их рассказ или презентацию. Смотрите образец работы ученика в презентации к уроку (вопросы к хокку – это доработка учителя, ведь тема о японской поэзии впереди). При наличии времени (а для этого его всегда можно найти на уроке) – 2 минуты – пусть дети подумают о впечатлении, которое произвело на них хокку (домыслить, дочувствовать вместе с автором).

*** Ввод в новую тему.

Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину, находящуюся недалеко от лагеря, до установления хорошей погоды. (Предложение на слайде презентации. Задание: расставить знаки препинания, прокомментировать их; конструирование предложения: ввести в предложение непроизводные и производные предлоги).

3. Новая тема. Можно начать с объяснения того, что предлоги могут писаться слитно, раздельно и через дефис. (Интерактивная орфограмма "Слитное и раздельное написание предлогов" (№ 110243)

*** Запись темы в тетрадь. “Слитное и раздельное правописание производных предлогов”.

*** Первичное восприятие орфограмм (№ 64, 65, 66). Детальное восприятие происходит с помощью ЦОРов.

- Какие предлоги относятся к производным? Назовите их.

- В чем сложность правописания производных предлогов? (Правильно мы можем написать только в том случае, если отличим их от сочетания существительного с предлогом. Для успешной работы с этим материалом урока учитель может выбрать ЦОР по своему усмотрению. Дети приводят примеры.)

На этом этапе уроке уместна работа с интерактивной орфограммой "Производные предлоги и существительные с предлогами" (№ 110308)). Орфограмма наглядно показывает различие производных предлогов и существительных с предлогами, иллюстрируя каждый случай примерами.

Выполнение упражнения № 308 (учебник Баранова М.П. и др…). Выписывают только производные предлоги. Проверить можно быстро, выведя заранее правильный вариант написания (ручки для проверки у детей есть) или посадив за головной компьютер ученика (см. слайд презентации).

*** Из опыта работы я знаю, что орфографические трудности возникают при написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие, несмотря на и т. д. Здесь я обычно использую либо анимацию "Производный предлог благодаря" (№ 110645), анимацию "Производный предлог в течение" (№ 110589), либо один из вариантов электронного задания “Слитное и раздельное написание предлогов”, используя который можно решить несколько учебных задач: доступно, интересно подать новый материал, провести контроль знаний и одновременно осуществить проверку. В коллекции ЦОР есть несколько вариантов этого задания, то есть учитель может использовать его как для индивидуальной работы, так и для одновременной контрольной проверки знаний всего класса. Интерактивные задания и тесты хороши тем, что их можно использовать многократно на разных этапах урока, их можно включать в свои м/м презентации.

*** Тест "Слитное и раздельное написание предлогов". Вариант 1 (№ 110583) или электронное задание "Слитное и раздельное написание предлогов 1". Вариант 2 (№ 110648). Это можно использовать на усмотрение учителя.

Обратить внимание на написание слова из рамки впоследствии. Выполнение упражнения № 814 (учебник под редакцией В. В. Бабайцевой) или упр. № 309 (уч. Баранова).

*** Релаксация. Составление синквейна (см. м/м презентацию). Дети уже знают, что это такое.

Детские работы.

ЦОР. Нужный, красочный. Учит, помогает, просвещает. Свет на уроке – путь к пятерке. Друг. (Таня М.)

ЦОР. Компьютерный, современный. С русским языком на “ты”. Интерес. (Игорь А.)

4. Закрепление материала. При использовании ЦОР (а это очень удобно) частичное закрепление происходит одновременно с дачей нового материала. Я эффективно использую на этом этапе урока интерактивную таблицу “Производные предлоги”, которая поддерживает тему "Правописание производных предлогов", а также задание к тексту: "Найдите в тексте предлог(и), в котором(ых) можно сделать ошибку", кстати, подобраны в этом задании методически правильные предложения, с помощью которых можно попутно повторить уже изученные орфограммы и пунктограммы. В рамках данного урока на усмотрение учителя можно использовать какое-либо одно задание из данных. (см. Интерактивная таблица "Производные предлоги" (№ 110720) Интерактивный текст с заданием "Найдите предлоги, в которых можно сделать ошибку" (№ 110533).

"Производные предлоги" (№ 110720).

Конструирование предложений с производными предлогами на заданную тему.

5. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту по изученной теме, используя слова из учебного словаря "Правописание предлогов" (№ 110188); упр.310, орфограммы № 64, 65, 66. Подобные задания нужны, дети с удовольствием работают с ЦОРами, только их нужно сгруппировать в соответствующую папку для домашней работы.

Примерный вид ЦОРов.

Интерактивная орфограмма-помощник № 3 “Роль предлогов в языке”.

Интерактивные орфограммы “Производные предлоги и существительные с предлогами”, “Слитное и раздельное написание предлогов”.