Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Уточнение и сравнение артикуляции звуков С и Ш.
  • Развитие фонематического анализа на материале слов со звуками С и Ш.
  • Фонетический анализ слов со стечением согласных.
  • Формировать умение работать индивидуально, подгруппами.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Ребята сегодня у нас гости. Посмотрите на них повнимательнее. Какие у нас гости? (красивые, доброжелательные, весёлые.) Давайте возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших рук и отправимся в путешествие. Возьмём с собой гостей и друзей своих не забудем взять: Самоделкина и Карандаша.

2. Основная часть.

С какого звука начинается слово Самоделкин? Давайте дадим правильную артикуляцию звука С

Губы в улыбке
Язык широкий дружит с нижними зубами
Зубы заборчиком, между ними маленькая щелочка
Ветерок холодный и тоненький
Какой это звук? (согласный; глух.; твёрд.)

А теперь скажите на какой звук оканчивается слово Карандаш?

Давайте дадим правильную артикуляцию звука Ш.

Губы округлены.
Язык вверх, чашечкой.
Зубы чуть разомкнуты.
Ветерок сильный, тёплый.
Голосок спит.
Какой это звук? (согласный; твёрд; глух; шипящий)

А вот сейчас мы проверим, хорошо ли вы умеете различать эти звуки.

Снеговик: В мой чемодан соберите вещи в названии которых встречается звук С.

Карандаш: А в мой чемодан соберите вещи в названии которых встречается звук Ш.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

За это я расскажу вам сказку как звуки превратились в буквы.

Жили в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. Потому и жителей в ней было всего 31.

А вот слышать их было можно. 10 звуков были певцами, имели очень красивый голос. Вот послушайте их чудесные голоса. А, Я, У, Ю, Ы, И, Э, Е, О, Ё. За их певучесть и голосистость прозвали эти 10 звуков ГЛАСНЫМИ.

Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: М, Н, Л, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З, П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ.

Они очень дружили, во всём соглашались с гласными и назывались СОГЛАСНЫМИ.

Звуки живут вместе, распевают волшебные песни. Вы ребята, сможете вместе с гласными и согласными тоже распевать волшебные песни, только для этого нужно уметь узнавать все звуки.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что захотел он познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью-видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву. Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук – слышать, пропеть, произнести, сказать.

Давайте мы тоже поиграем в превращалки.

Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь, в буквы превратитесь.

На столе лежат согласные буквы С и Ш и гласные звуки А, О, У.

Давайте подружим для Снеговика букву С с гласными звуками, а для Карандаша букву Ш с гласными буквами.

Получились слоги. Почитаем их и споём песенки. Мальчики споют слоги со звуком Ш, а девочки со звуком С.

А сейчас пусть слоги поговорят друг с другом:

СА-СА, ША-ША.
СУ-СУ, ШУ-ШУ.
СО-СО, ШО-ШО.

Давайте поможем нашим друзьям подобрать слова к схеме: (тв. согласный, гласный, тв. согласный, тв. согласный).

МОСТ, ШАНС, КУСТ, ЛИСТ.

Что общего во всех этих словах? (1 гласный звук и 1 слог).

Подойдите к столам, возьмите конверты, откройте. В конвертах слоги, но все они перепутались. Составьте из них слова.

Кто больше составит слов из букв слова ГОСУДАРСТВО.

(Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сад, сосуд, удар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дрова, досуг, дорога, авто, род, рот, рост, рог, руда, тур, враг, вор, вода.)

Мы с вами знаем, что живые предметы отвечают на вопрос КТО? А неживые предметы отвечают на вопрос что?

Карандаш приготовил нам таблицу. Давайте назовём предметы, зададим к ним вопрос и соединим с нужным вопросом на картинке.

Вы хорошо справились с заданием и я приготовила вам сюрприз. (в коробке шоколадки, сушки).