Новые методы в обучении якутской литературе. Тема: "Джоконда, Нострадамус и Робин Гуд"

Разделы: Литература


Каждое 1 сентября из года в год все новые и новые ученики переступают порог школы. Учитель входит в класс и учит их азам науки. Ученики ловят каждое его слово, с восхищением и преданностью наблюдают за ним. Профессия учителя – одна из самых творческих и значимых профессий на Земле. Ведь только от учителя зависит дальнейшая судьба, будущее каждого ребенка. Он должен шагать в ногу со временем и даже опережать его. Движимая творческими мотивами, я стараюсь внести в свою работу что-то новое, интересное. Как проводить уроки якутской литературы, отвечающие новым образовательным стандартам?

По моему мнению, не надо ограничивать литературу в рамки одного предмета. Надо совмещать этот и без того интересный предмет с другими предметами, с другими видами искусства, использовать новые технологии, методы, к этому добавить собственные авторские разработки. Тогда из этого получится нечто необычное, интересное и незабываемое.

Таким я вижу моего ученика – человека XXI века:

  • Свободно мыслящий;
  • Имеющий свою собственную точку зрения по насущным проблемам современного общества;
  • С развитым творческим потенциалом;
  • Уважающий предков;
  • Стремящийся к самореализации

Технологией, направленной на воспитание такого человека является личностно-ориентированная технология. В своей книге "Личностно-ориентированная технологии" В.Р.Шишигина, М.П.Кузьмина, В.С.Кривошапкина об отличительных чертах этой технологии пишут:

  • Гуманное отношение к ребенку
  • Учитывание интересов и особенностей каждого ребенка при обучении и воспитании
  • Отношение к ребенку как к личности
  • Придерживание принципа, что каждый ребенок талантлив.

Если рассмотреть разработанные мной авторские разработки уроков, то они наиболее близки к принципам развивающего обучения, являющегося частью личностно-ориентированной технологии:

  • вовлечение каждого ученика в учебный процесс;
  • атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • введение в мир научных понятий в средних классах, создание фундамента для дальнейшего успешного обучения;
  • направленность на успешную социализацию личности.

В итоге должна получиться успешная личность, способная к самореализации, не боящаяся трудностей жизни.

Развивающее обучение делает акцент на самообучение, саморазвитие и самоактуализацию. В.Е.Степанова в своем труде "Саморазвитие" пишет: ... основная идея самообучения и саморазвития – не надо рвать ребенка по разным предметам, стараясь его качественно обучить, а надо рассматривать его как целостную личность. Самообучение и саморазвитие – это самопознание ребенка, развитие его творческих способностей, личностных качеств. Надо рассматривать развиающее обучение не как отдельное звено, а как часть личностно-ориентированного обучения.

По определению Д.Г. Левитеса развивающее обучение входит в ряд личностно-ориентированного обучения. Особенность развивающего обучения – сотрудничество учителя и ученика. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися. Учитель создает проблемные ситуации, коллизии. Поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Такая работа, несомненно, приводит к развитию мыследеятельности, развивает творческие способности учеников.

Какие методы можно использовать, чтобы сделать урок более интересным?

Наиболее интересными и продуктивными методами я считаю:

  1. Интерактивные методы
  2. Методы интеграции

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения – совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету.

Имеется несколько классификаций приемов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т.д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует и классификация методов обучения В.А.Оганесяна: объяснительно-иллюстративный – ОИ, программированный – ПГ, эвристический – Э, проблемный – ПБ, модельный – М.

Выделим основание для приведенной классификации методов обучения.

Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями – текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия – это знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и в которые должны строиться новые результаты обучения.

И.В.Никитина в своей работе"Инновационные педагогические технологии" пишет: Современный учитель должен подходить к обучению творчески, должен придерживаться принципов развивающего обучения. Чтобы достичь этого должен овладеть различными способами и приемами обучения. Интерактивный метод направлен на развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Что такое интерактивное обучение? Возьмем толкование из "Современного толкового словаря русского языка" А.Н.Чемохоненко: интерактивный – взамодействие, диалоговый режим компьютера. То есть – метод основанный на взаимодействии учителя и ученика. Создание таких условий для ученика, где он мог бы в процессе равноправной работы с учителем, полностью раскрыть свой творческий потенциал. Здесь ученик выступает не в качестве слушателя, а работает наравне с учителем.

Учитель должен знать интересы своих учеников и использовать их в процессе обучения. Коммуникативная культура учителя, его умение создавать диалог является непременным условием интерактивного обучения.

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижении ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов в общеобразовательном плане;
  • повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
  • развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Другим методом обучения, который я продуктивно применяю на уроках, является метод интеграции.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. Неслучайно поэтому интегрированные уроки имнеуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и др.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь, имеет следующий вид:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • Создание на этой основе интегрированных тем, разделов, и наконец, курсов.

Из проведенных мной интегрированных уроков с применением ИКТ можно привести такие примеры:

Например, я провела интегрированный урок литературы в 11-м классе – "Есть ли в якутской литературе Джоконды?" основанный на сопоставлении двух лучших рассказов якутской литературы: "Мааппа" Николая Максимовича Заболоцкого и "Мотуо" Николая Егоровича Мординова – Амма Аччыгыйа На уроке был использована сама картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза ди Джоконда" и история созданияэтой загадочной картины. Также на уроке были использованы фрагменты из одноименны кинофильмов, снятых по мотивам эитх рассказов. Подготовка куроку требует немалых усилий. Однако, вызывает огромный интерес у уащихся. Возникает интеграция предметов: якутской литературы, истории и национальной культуры. На уроке соприкасаются такие виды исксства как: художественная литература, история, живопись, художественное кино. Из урока учащиеся получают много знаний о содержании кинофильмов, снятых по мотивам произведений, об исполнителях главных ролей в фильмах, режиссерах картин, об истории создании знаменитой картины Леонардо да Винчи, о самом художнике, о местной поэтессе Мотрене Поповой написавшей стихотворение "Прекрасное", которое было использовано в качестве эпиграфа к уроку.Цель урока – приобщение детей к миру прекрасного, умению его ценить.

Тема урока, посвященного анализу философских произведенеий великого якутского поэта, основателя якутской литературы Алексея Елисеевича Кулаковского – "Кулаковский и Нострадамус – диалог через века". На уроке жизнь и пророчества Кулаковского сопоставляются с великим провидцем, медиком, астрологом Франции Мишелем Нострадамусом. Урок был опубликован в прошлом году на сайте фестиваля "Открытый урок".

Также одним из лучших интегрированных уроков можно назвать урок в 10-м классе "Манчары и Робин Гуд". В начале урока уащиеся рассказывают по заранее приготовленным материалам о легендарном сыне якутского народа, борце за свободу и равенство Василие Федорове – Манчары. Затем учитель знакомит их с жизнью и борьбой за свободу национального героя Англии Робин Гуда. Затем учащиеся сопосталяют эит два образа и создают модель национальногго героя: каким он должен быть, какими обладать качествами, что ставить на первое место и т.д. На уроке возникает интеграция литературы и истории.

Название следующего урока, о котором хочу рассказать – "Новое якутское кино". Тема, несомненно, интересна всем. Так как якутское кино сейчас находится на пути становления, на пути поиска. Созданы новые интересные кинофильмы по мотивам классических произведений якутской литературы: рассказов "Аанчык", "Свет во тьме", "Сам себе лекарь" Дмитрия кононовича Сивцева – Суорун Омоллона,. "Мотуо" Николая Егоровича Мординова-Амма Аччыгыйа, "Мааппа" Никоая Максимовича Заболоцкого и.т.д. Класс на уроке разделен на группы критиков, фанатов, сценаристов и работают над созданием своего фильма.

Таким образом, уроки литературы спомощью интеграции и интерактивных форм обучения, ИКТ превращаются в увлекательное, зрелищное представление, которое может заинтересовать всякого, кто любит интересное, прекрасное и новое

В наш новый век информационных технологий учитель должен шагать в ногу со временем. Сегодня педагог должен обладать навыками плодотворного сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. В образовательной деятельности возрастает значимость проектирования информационных моделей педагогического процесса с учетом взаимосвязей между всеми его компонентами, усиливается необходимость освоения и использования постоянно расширяющегося спектра педагогических технологий.

Информационная культура педагога рассматривается как часть его общей культуры, её гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

Информационная культура – это информационная часть компонента человеческой культуры. (Э.П. Семенюк)

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную ИТ, современные технические средства и методы. (М.В. Макарова)

Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. (А.П. Суханов)

Критериями информационной культуры можно считать:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  • умение перерабатывать информацию и создавать новую;
  • умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • наличие компьютерной грамотности.

Информационная культура педагога рассматривается как часть его общей культуры, её гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

Наша школа работает по экспериментальной теме "Развитие информационной культуры ребенка-саха в условиях сельской школы". Возникает вопрос – как ведется работа по внедрению информационных технологий на уроках якутского языка и литературы?

  1. Использование на уроках компьютерных презентаций созданных по программе "Power Point" (См. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5) в качестве наглядного и обучающего материала;
  2. Использование материалов из Интернета (фонд сельской школьной билиотеки очень скуден. Поэтому иногда невозможно найти материалы к уроку, тогда выходом из ситуации является Интернет, где можно найти любые материалы по темам) ;
  3. Проведение различных тестов через сетевые компьютеры;
  4. Создание собственных проектов, веб-сайтов;
  5. Обучение навыкам работы на различной компьютерной технике на уроках и элективных курсах;

На мой взгляд, позитивной стороной применения информационных технологий на уроках являются:

  1. Повышается уровень наглядно-иллюстративного материала;
  2. Повышается качество обучения;
  3. Образуется межпредметная связь;
  4. Создается условие для творческой работы;
  5. Развивается логическое мышление учащихся;
  6. Развиваются навыки защиты собственных работ, проектов;
  7. Повышается самооценка ребенка;
  8. Меняется отношение учителя с учеником;
  9. Меняется отношение к компьютеру (учнеик видит в нем не игрушку, а инструмент для получения знаний).

Наши ученики – люди нового поколения, с новыми ценностями, идеалами, интересами. Они быстро устают от традиционных уроков. Поэтому для того, чтобы их заинтересовать учитель должен шагать в ногу со временем, владеть новыми информационными технологиями. Только в таком случае появится интерес к предмету. Творческое отношение к предмету – это обязанность каждого учителя. Создавайте новое, интересное, любите свою профессию!