Урок русского языка в 6-м классе с использованием модульной технологии. Тема: "Обобщение изученного по теме "Деепричастие — особая форма глагола. Подготовка к контрольному диктанту"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Виды контроля:

  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • контроль консультантов;
  • экспертный контроль учителя.

Таксономия целей.

Цели учителя:

  • обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “Деепричастие – особая форма глагола”;
  • отработать орфографические и пунктуационные навыки правописания деепричастий и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом;
  • закрепить ОУУН при работе с текстом.

Цели работы учащихся.

1. Знать:

  • отличительные признаки деепричастия как особой формы глагола;
  • правописание деепричастия;
  • условия обособления деепричастий.

2. Уметь:

  • находить деепричастия в тексте;
  • расставлять знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом (однородные и неоднородные обстоятельства);
  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль;
  • включать деепричастия в состав предложений, использовать в речи конструкции с деепричастиями.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • провести подготовку к уроку-зачёту и к контрольному диктанту;
  • выявить и отработать пробелы в знаниях учащихся по теме “Деепричастие – особая форма глагола”;
  • продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.

2. Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с опорой на алгоритм, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;
  • продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
  • продолжить работу по проблеме сотрудничества (учитель–ученик, ученик– ученик).

3. Развивающие:

  • научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.

Оборудование урока.

  1. Кодоскоп, кодограммы.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Тексты для творческой работы.
  4. Схемы-подсказки.
  5. Таблицы по правописанию глаголов и деепричастий.
  6. Орфографические словари.

1-й этап. Мотивация учащихся (2 минуты)

2-й этап. Фразеологический словарь (3 минуты)

Цель работы:

  • обогатить словарный запас учащихся;
  • проверить умение включать фразеологические обороты в предложения;
  • отработать умение подбирать синонимы и антонимы к предложенным фразеологизмам.

ФС: очертя голову (разговор.):

1. Действовать необдуманно, безрассудно.

2. Стремительно, опрометью.

Задание: включить фразеологизм в предложения, объяснить постановку знаков препинания; подобрать к данному фразеологизму (2 значения) синонимичные фразеологизмы.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Время работы: 3 минуты.

3-й этап. Входной тест по теме “Деепричастие” (устная работа с кодопленкой) (5 минут)

Цель работы: проверить уровень усвоения темы “Деепричастие”; выявить пробелы в ЗУН учащихся; повторить тему “Обособленные определения и обстоятельства”; отработать правописание НЕ с деепричастиями.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в парах.

Задание: укажите номера только тех предложений, в которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом; устно аргументируйте свой выбор; проверьте работу по ключу; проверьте работу у соседа; в случае необходимости объясните ему решение. Если работа выполнена правильно, вы ставите на полях знак “+”, если что-то сделано неверно, то знак “–”.

Алгоритм рассуждения

Чтобы выяснить, если ли обособленные обстоятельства в предложении, необходимо проверить следующие показатели:

  • обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, могут зависеть только от глагола; глагол должен быть определяемым словом;
  • деепричастия и деепричастные обороты в предложениях будут обособленными независимо от своего месторасположения по отношению к определяемому слову;
  • если одиночное деепричастие стоит после глагола и заменяется на наречие, слово категории состояния или на сочетание существительного с предлогом, то знак не ставится;
  • деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, не обосабливаются.

1. Герасим шёл (не) торопясь.

2. Тополя покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.

3. Листья берёз висят (не) шелохнувшись.

4. Путешественники (не) дожидаясь ужина, уснули у костра.

5. Сгребая сено на покосах поют мне песню косари.

6. Потом Васечкин стал с жаром рассказывать о путешествии (не) жалея красок.

7. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

8. Дождь лил (не) прекращаясь.

Ключ к работе: есть обособленные обстоятельства в следующих предложениях: 4, 5, 6. Если вы безошибочно выполнили данное задание, то переходите к следующему этапу работы. Если же Вы допустили ошибки, то вместе с учителем делайте работу над ошибками.

4-й этап. Коррекция текста (3 минуты)

Цель работы: отработать орфографические и пунктуационные навыки при работе с текстом; выработка орфографической зоркости.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: самостоятельная работа (на карточках).

Задание: исправьте допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

Солнце томно улыбаясь скланилось к вершинам темнеющиго за деревней елового леса. В нагретом воздухе пахнит грибами, и опавшей листвой. Ели бессильно повесив грузные лапы, тихонько дремлят радуясь последним тёплым денькам. Природа оддыхает, набераясь сил перед долгой зимой.

Карточки с откорректированным текстом вы передаете с последних парт на первые для экспертного контроля учителя.

5-й этап. Работа с текстом (12-15 минут)

Цель работы: отработать навыки грамотного письма, умение верно расставлять знаки препинания; отработать ОУУН; подготовиться к работе со связным текстом на контрольном диктанте.

Вид контроля: самоконтроль, контроль консультантов, экспертный контроль учителя.

Вид работы: самостоятельная работа (на выбранном уровне).

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, подобрать к тексту заглавие.

Дифференцированные задания:

1. Базовый уровень:

  • выделить основы в предложениях;
  • графически объяснит постановку знаков препинания;
  • отметить осложнения в предложениях;
  • уг...сая2.

2. Повышенный уровень:

  • базовый уровень + выписать из текста 2 словосочетания (1 примыкание+1 управление);
  • сделать полный разбор указанного предложения;
  • садит...ся2, запутавш...йся2, садит...ся2, уг...сая2.

Выполненную работу вы сдаёте на проверку консультантам.

Консультанты проверяют работу по ключу.

В..череет. Медлен..о уг..сая солнце садит..ся за холм. А я лежу в холодной траве глядя в бездон..ое синее небо. Плывёт и округляясь меняет оч..ртание белое облачко. Какая волну..щая душу красота! Т..шина. Только иногда нарушая п..кой загудит жуч..к запутавш..йся в высокой траве4.

6-й этап. Подведение итогов урока (3 минуты)

Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме “Деепричастие – особая форма глагола”; отработать навык нахождения и исправления речевых ошибок в употреблении конструкций с деепричастиями.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в парах.

Задание 1: составьте (устно), работая в парах, рассказ о деепричастии, используя следующий алгоритм:

Алгоритм рассуждения

  1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает…
  2. Деепричастие обладает признаками глагола …
  3. Деепричастие, как и наречие, …
  4. Деепричастие с зависимыми словами – это …
  5. На письме одиночные деепричастия не обосабливаются, если…
  6. В предложении деепричастный оборот не обосабливается, если …

Задание 2: найдите и исправьте ошибки (устно) в употреблении деепричастий (работа с кодоплёнкой).

  1. Найдя место для привала, туристов охватила радость.
  2. Дойдя до реки, усталость овладела нами.
  3. Нас обдало жаром, войдя в баню.
  4. В вагоне, подъезжая к станции, стало шумно.
  5. Бегут, сменяясь быстро, наши годы…

8-й этап. Домашнее задание

1. Базовый уровень:

  • Греков, Крючков, Чешко “Пособие для занятий…” §50, упр. 280;
  • графически объяснить постановку знаков препинания.

2. Повышенный уровень:

  • сочинить мини-сказку по предложенному началу, включив в свою работу предложения с обособленными определениями и обстоятельствами;
  • выделить грамматические основы предложений и обособления.

Страшен и уродлив был болотный царь. Чёрный, весь опутанный водорослями. Ноги у него напоминали лапки лягушек, вместо ушей красовались пустые раковины от улиток. Крохотные глазки, напоминающие тлеющие угли, поблескивали во тьме. Но хоть и болотный, а царь. Ваше болотное величество! И жениться он захотел на самой красивой девушке...

9-й этап. Выходной тест по теме “Деепричастие” (8 минут) (материалы для теста можно взять из “Сборника тестовых заданий для тематического и итогового контроля)

Цель работы: проверить уровень обученности учащихся по теме “Деепричастие - особая форма глагола”.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: самостоятельная работа.