Применение предметной интеграции как важного фактора повышения эффективности обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни нашего народа приводят к серьезной модернизации школьной системы образования. Перестройка социально-экономических отношений, переход к информационной цивилизации, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности – всё это вызывает потребность в обновлении содержания образования.

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира.

С нашей точки зрения в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции. Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое.

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.

Интеграция, на наш взгляд, – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.

Мы считаем, что методологическая, образовательная, воспитательная, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.

Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.

Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера.

Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.

Интеграция в обучении позволяет нам выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.

Рассмотрим интегрированный урок в 6 классе по теме Деяния первых русских князей” (литература и история). Цель: познакомить с деятельностью русских князей 1Х-Х1 веков и художественными произведениями, в которых нашли отражение их образы и показать роль их княжения в развитии русской земли. Развитие творческих способностей учащихся на уроке происходило посредством театрализованных представлений.

Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

Конечно и подготовка к такому уроку особая.

  • Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании.
  • Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты.
  • Определить связи между сходными элементами знаний.
  • Откорректировать программы, если это необходимо.

Но цель оправдывает средства.

Работая в системе интегрирования несколько лет, мы заметили, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят во всех ребятах желание творить.

Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий.

А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.

Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

  1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
  2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
  3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
  4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
  5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
  6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
  7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
  8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих (нескольких) учителей или обязательное использование на одном уроке материала по всем интегрируемым предметам.

Рассмотрим интегрированный урок технологии и информатики в 7 классе по теме “Построение чертежа юбки”. Целью данного урока являлось изучение способов построения чертежа юбки с помощью компьютера, где для отработки всех фаз построения от общего чертежа к частному (построение своей модели и размера) применялось сравнительное изображение. Данный урок проводился учителем технологии совместно с учителем информатики.

Основанием интеграции может служить, например необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков и умений учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в учебных программах. Предположим, педагоги планируют совместно выработать у учеников определенные знания и подходы к изучаемому материалу. Возможно, психологическая характеристика класса указывает на необходимость развивать внимание, тренировать память учеников, расширять круг их познавательных интересов или обучать конкретным мыслительным операциям, учебным приемам. Тогда педагоги должны, используя соответствующий по времени материал, придумать те внешние эффекты, которые укажут на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни:

  1. “Реакция удивления” - “ вот где еще это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать и т.д.”
  2. “Сравнение” - “вот вы недавно строили на уроке коллеги А. схему…Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня”
  3. “Напоминание” - прием, обычно проводимый через заимствованный материал (например, рисуя на уроке какое-то животное, спрашиваем, что помнят о нем учащиеся).
  4. “Ожидание узнавания или мнимая ошибка” - введя элемент материала, известного по другому уроку, делаем паузу, ожидая продолжения, или нарочно поступаем неточно, ошибочно, предлагая эту ошибку исправить.

Рассмотрим интегрированный урок математики и географии в 6 классе по теме “Масштаб. План местности”. Целью занятия являлось закрепление навыков работы с планом местности, формирование умений составлять план местности, вычислять и сравнивать расстояния на местности и на плане с помощью масштаба. На занятии учащиеся, вспомнив условные знаки, известные им из курса географии, составляли план местности по описанию, решали текстовые задачи. Здесь использовался способ “реакция удивления” (вот где это возможно, где это существует, как это может выглядеть…).

На уроке “Физики и лирики” (10 класс) учащиеся смогли одновременно выступить в роли физиков, решая физические задачи, и в роли лириков, читая наизусть и анализируя произведения А.С.Пушкина. Дети имели уникальную возможность испытать себя и в качестве актеров.

Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога, например, может явиться такой тип интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.

Рассмотрим интегрированный урок литературы и математики в 10 классе по теме “Художественное своеобразие лирики Ф.Тютчева и А.Фета”. На уроке проводилась исследовательская работа учащихся, которая заключалась в сравнении и видении за отдельными жизненными фактами явлений и закономерностей с точки зрения литературы и математики. Учащиеся обобщали, делали выводы, формировали собственные аргументированные суждения и пытались показать свои ощущения посредством графического изображения.

Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметных” связей. Применяя новую технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык.

Интегрировать можно все предметы. Математика и русский язык лучше интегрируются в процессе обобщения, закрепления, повторения. Литература и предметы гуманитарного цикла интегрируются со всеми предметами на любом этапе прохождения учебного материала.

Интегрированный урок литературы и географии в 8 классе по теме “Волга – великая русская река”. Урок проходил в форме пресс-конференции, где дети учились выступать в роли информаторов, отрабатывали монологическую речь. На уроке учащиеся были разделены на группы группах, представляя журналистов четырех известных изданий и группу специалистов: эколог, биолог, гидролог, литературовед, искусствовед, которые отвечали на вопросы журналистов по данной теме в своей области. Основным предметом выступала география, а литература расширяла и углубляла знания учащихся о великой реке. Ведь русские писатели неоднократно обращались к художественному описанию реки Волги. А почему они это делали? Ответы на эти вопросы дала география, а литература помогла увидеть то прекрасное, что создала природа.

Активная работа любого учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям.

Рассмотрим интегрированный урок алгебры и физики в 11 классе по теме “Исследование физических явлений с помощью методов математического анализа”. Целью данного урока является развитие интеллектуальных умений, связанных с поиском способов решения практических задач. На уроке учащиеся проводили физические опыты, описывали и анализировали те или иные физические процессы с помощью методов дифференцирования и интегрирования и свойств функций.

Практика показывает разнообразие вариантов интегративного подхода. Результатом этого процесса стало проведение не только уроков, но и интегрированных внеклассных мероприятий: “Умники и умницы” (литература и история), литературная гостиная, посвященная жизни, творчеству и научной деятельности Софьи Ковалевской (литература и математика), “Крутое яйцо” (литература, биология, химия, физика, история, право) и другие.

Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.

Возникает вопрос: какова роль урока информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе.

Использование новых компьютерных технологий в ходе интегрированных уроков позволяет расширить их представление о сфере применения компьютеров, структурировать ранее полученные знания и имеют возможность нагляднее представлять изучаемые процессы и явления. Этому способствует и расширяющее использование компьютеров в ходе преподавания отдельных дисциплин и распространение Интернет.

Интегрированный урок ОБЖ и математики “СПИД и его профилактика” в 11 классе. При подготовке к уроку был проведен сбор статистических данных, их анализ по распространению этого заболевания в городе Орехово-Зуево, построены диаграммы, которые демонстрировались на компьютере. В ходе урока учащиеся обменивались информацией о путях заражения и профилактики СПИДа. С помощью методов математического моделирования, учитывая демографическую ситуацию в городе и рост заболеваемости за последние годы, получили неутешительный прогноз. Итогом урока стало обращение к администрации города, средствам массовой информации об обращении особого внимания этой проблеме.

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки и мероприятия, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

Применение интегративной технологии на практике в нашей школе способствовало повышению уровня познавательного интереса,

- произошли изменения в отношениях учащихся к учению, к учебным предметам;
- интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей;
- дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей;
- сформировалась активизация учебно–познавательной деятельности учащихся.

Важно отметить то, что к изучению проблемы интеграции приступили многие учителя-предметники, которые принимают участие через Интернет в Фестивале педагогических идей. Свои открытые уроки представили учителя Мелешина В.В., Клюшкина Е.И., Певцова О.Е., Нормурадова Е.Б., Чернышова А.В.

Интеграция предметов в нашей школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческих потенциалов как педагогического коллектива, так и отдельных учителей с целью развития познавательного интереса у учащихся. Поэтому проблема внедрения межпредметных связей и интеграции в обучении призвана решать вопросы развития познавательной деятельности ученика, активизации интереса учащихся к предмету.

Среди явных плюсов интегрированных уроков можно отметить:

- эмоциональная насыщенность урока;
- увеличение мотивации, т.е. интереса, желания учиться;
- возможность увидеть ученика с другой стороны, дать возможность ребёнку показать свою неординарность, особенность;
- увеличение объёма усвоения материала. Специализация и профориентация ещё в среднем звене;
- большое количество возможностей повышения квалификации педагогов;
- что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем мы его видим?

  1. В формировании высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
  2. В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпритации с использованием сведений интегрируемых наук.
  3. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
  4. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
  5. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
  6. Включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Таким образом, мы пришли к выводу, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.