Спонтанная речь

Разделы: Иностранные языки


Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление, выполняющее в жизни человека функцию средства общения. Однако, на уроках иностранного языка этот вид речевой деятельности вызывает у учащихся большие затруднения. Наивысшую степень трудности представляет "самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка, так как это предполагает наличие умения программировать не отдельное высказывание, а все сообщение в целом".[1]

Ни в одном классе нет более качественного специалиста говорящего на языке, чем учитель. Для своих учеников вы являетесь образцом и объектом подражания. Если хотите даже идеалом в каком-то роде. Прослушивание того, как вы выполняете задание, помогает им понять, что от них требуется, позволяет им чувствовать себя более уверенными пользователями в своих ответах.

Задача каждого учителя сократить время своего выступления, когда дело касается работы учеников в классе, но если иметь в виду аудирование и свободное владение языком, ваш пример в тысячу раз нагляднее, чем любой переписанный учебный материал.

На следующих примерах, которые я предлагаю, показано, как можно организовать работу по совершенствованию разговорных навыков учащихся. Вы предлагаете им краткую модель, позволяя воочию увидеть и услышать, что от них требуется. Во время вашего выступления внимание учащихся сосредоточенно на вас, а не на отдаленном голосе пленки или тексте. Моделирование спонтанного выступления более эффективно, чем абстрактные объяснения-инструкции.[2]

1 задание

Цель: развитие умения воспринимать информацию на слух и описывать предметы.

  1. Выступающий (в первом случае это учитель) показывает, что держит объект и описывает его в деталях: внешний облик, материал, как он у вас появился, почему так важен для вас, где вы его храните, что с ним можно делать и т.д.
  2. Дайте своим учащимся возможность догадаться, что это за объект.
  3. В течение нескольких минут учащиеся решают, какой объект они выберут для описания. Затем учащиеся поднимают и держат свои предметы. Учитель задает вопросы: What does it look like? What is it made of? Where does it come from? How did you get it? What do you do with it? Where do you keep it? Why is it special for you?
  4. Учащиеся обмениваются своими предметами, не называя их.
  5. Теперь учащиеся могут обменяться предметами, полученными от соседа по парте, с кем-то еще.
  6. Через десять минут остановите работу и попросите учащихся описать предмет, которым они владеют на данный момент, и что они с ним делают. Забавно будет услышать, как сильно изменились предметы. Затем учащиеся пытаются высказать предположение о том, что у них за предмет, прежде чем выяснят, кто же настоящий владелец этого предмета.

2 задание

Цель: практиковать учащихся в употреблении вопросов.

Материал: одна большая картинка на каждых четырех человек и одна для учителя. Картинка может быть по определенной теме или любая фотография из газеты или журнала

  1. Покажите учащимся картинку, разорвите ее на 8 частей и перемешайте так, чтобы несколько частей оказалось лицевой стороной к столу. Попросите учащихся атаковать вас вопросами по определенной теме или общими личными вопросами, если это фотография, чтобы остановить вас. Вы должны отвечать на все вопросы. Если вам удастся собрать картинку в течение одной минуты, вы выиграли, если нет, выигрывают учащиеся.
  2. Попросите проделать это же наиболее сильного ученика
  3. Раздайте каждой группе свою картинку и предоставьте пару минут одному из учащихся ответить на вопросы. По окончании группы меняются картинками. Другой учащийся в свою очередь получает возможность ответить на вопросы своей группы.
  4. На начальном этапе работа может быть упрощена: попросите учащихся задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет. На продвинутом этапе работа превращается в более полную дискуссию.

3 задание

Цель: повторить построение вопросительных предложений, воспринимать информацию на слух, способствовать развитию умения речевого высказывания.

Материал: картинки по теме разрезанные на части или буквы.

  1. Объявите тему.
  2. Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. За правильно заданный вопрос группа получает кусочек картинки или букву. Количество попыток ограничено количеством кусочков или букв в слове. Выигрывает та группа, которая соберет слово или картинку целиком.
  3. Учащиеся описывают картинку или составляют рассказ со словом, используя информацию, полученную в ответ на свои вопросы.

4 задание

Цель: повторить лексические единицы по пройденной теме, способствовать развитию умения речевого высказывания.

  1. Объявите тему мини-выступления и попросите учащихся задавать вопросы по теме. Через минуту предоставьте свое мини выступление, ответив на большую часть вопросов. Подчеркните, что в своем выступлении вы отвечали не на все вопросы, а на те которые хотели, и те, которые необходимы для связанного выступления.
  2. Учащиеся работают в группах по три человека. Одна из групп учащихся объявляет тему своего мини выступления, а остальные атакуют ее вопросами в течение 5 минут. Через 5 минут группа проводит "мозговой штурм" и один из учащихся этой группы выступает 2-3 минуты, после чего группа меняется ролями с другими группами.

5 задание

Цель: развивать умение свободного варьирования речевыми образцами, их расширения и комбинирования; составление логически связанного высказывания.

  1. Объявите микротему.
  2. Продолжите рассказ, расширяя данное предложение. На начальном этапе обучения на доске может быть показан план-скелет рассказа: Who? Where? When? How long? Why? и т.д.; опора может быть представлена в виде зачина и концовки. На продвинутом этапе учащимся предлагается высказать свою точку зрения на утверждение..
  3. Объявите микротему для учащихся. (Микротема может быть одинаковой для всех групп) Учащиеся работают в группах по 4 человека в течение 10 минут, а затем предлагают свой рассказ.
  4. Каждая группа предлагает свою тему и обменивается ею с другими группами.

6 задание

Цель: развивать умение построения логически связанного высказывания.

Материал: слова на карточках по теме или рисунки.

  1. Из разложенных вниз лицом слов или картинок набираете 10 и предлагаете свое мини выступление. Слова (картинки) могут использоваться в разном порядке, но ваша задача употребить все слова (картинки).
  2. Учащиеся работают в группах и через 10 минут должны предложить свой рассказ. Выигрывает группа, использовавшая большее количество слов.

Литература

  1. Цветкова З.М. Обучение устной речи //Методика и психология обучения иностранным языкам. Общая методика обучения иностранным языкам.- М: Русский язык, 1991.
  2. David Heathfield - English teaching professional, London 2008.