Влияние снижения ситуативной тревоги на развитие ребенка в период адаптации

Разделы: Работа с дошкольниками


Ознакомление с окружающим миром – основной мотив деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. В 3–4 года ребенок активно пытается расширить свой кругозор. Он может постигать мир самостоятельно и через специально организованные взрослыми мероприятия. В этот период детства отмечается высокая познавательная активность, которая характеризуется М.И. Лисиной как внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях и операциях.

Ученые считают: ''Чтобы поддерживать познавательную активность на должном высоком уровне, необходимо наполнить жизнь трехлетнего ребенка различными новыми предметами, обьектами и событиями, которые бы побудили его мысль, давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить ''территорию познания ребенка''.

Поступая из домашних условий в детский сад, ребенок, конечно же, расширяет свою ''территорию познания'', но как показывают наблюдения исследователей, а так же мои личные наблюдения ''…тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию'', дети ''…становятся вялыми, плаксивыми, безразличными к окружающему''. Такое состояние детей приводит к неадекватному реагированию на педагогические воздействия, ''программирует'' конфликтное поведение в более старших возрастных группах, что в свою очередь затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению, к школе, другим общественным институтам.

Исследованиями Б.И. Кочубея и Е.И. Новиковой установлено, что 80–85% детей, поступающих в дошкольное учреждение, диагностируется повышенная степень ситуативной тревоги. Они отмечают: ''большая часть нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, и, в конечном счете с эмоцией тревоги''. По моим наблюдениям, ситуативная тревога присуща 90–95% детей, поступающих в дошкольное учреждение из домашних условий. Это никак не способствует познавательной активности. Даже наоборот – вызывает ее снижение.

Именно поэтому я считаю необходимым при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на стабилизацию эмоционального состояния детей.

В начале своей педагогической деятельности я работала по программе Васильевой ''Воспитание и обучение в детском саду''. Примерно у 35% детей на начало учебного года диагностировались низкие показатели по ознакомлению с окружающим миром. А к концу года лишь у 11% детей отмечалось улучшение результатов.

Для себя я сделала вывод, что традиционная организация педагогического процесса является недостаточно эффективной в плане совершенствования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Пройдя курсы повышения квалификации, я поняла, что программа ''Развитие'' Л. А. Венгера предоставляет возможность совершенствовать процесс получения знаний ребенка об окружающем мире во взаимодействии интеллектуального и эмоционального компонентов.

Кроме того, я стала использовать элементы технологии И. С. Зиминой и В. И. Яковлева по снижению ситуативной тревоги у младших дошкольников. В образовательный процесс в отличие от традиционного были внесены следующие изменения:

  • занятия заменены на ''игры-занятия''. Через ''игры-занятия'' детям сообщаются доступные возрасту знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы (восприятие, память, речь), и для детей усвоение материала происходит незаметно, в практической, интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание;
  • кроме того, был изменен стиль взаимодействия с детьми. В процессе ''игр-занятий'' создаются ситуации успеха у детей с помощью различных педагогических и психологических приемов, таких как: ''Эмоциональное поглаживание'', ''Заражение'', ''Отвлечение'', ''Все вместе'', ''Эмоциональное обволакивание'';
  • расширен обьем развивающих игр, снимающих напряжение и негативное состояние у детей.

В том числе используется метод ''песочной терапии''. Для этого организовала совместно с родителями в группе ''уголок воды и песка''. ''Песочная игротерапия'' – это традиционные игры с песком.

Игры с песком – один из видов естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, строя фигурки из песка, играя с водой в органичной для ребенка форме обогащают свои знания и жизненный опыт, познают события и законы окружающего мира. Игры с песком и водой отлично снимают эмоциональное напряжение, успокаивают.

По снижению ситуативной тревоги результаты диагностик таковы: при поступлении в детский сад у 95% детей наблюдалось чувство тревоги по следующим показателям: самочувствие, активность, настроение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, а с применением новых педагогических и психологических методов и приемов, стабилизировалось эмоциональное состояние у 70%: дети становятся спокойными, не расстраиваются, не нервничают, не плачут, за счет чего расширяется ''территория познания''.

А по оценки развития представлений об окружающем мире и о себе можно сказать следующее: при поступлении в детский сад у 25% детей низкий уровень знаний об окружающем мире. После периода адаптации и применению методов и приемов у детей наблюдаются существенные изменения: постепенно повышается познавательная активность, дети адекватно воспринимают обучающее воздействие.

Детские годы – самые важные в жизни ребенка. И как они пройдут, зависит от родителей. Я постаралась убедить родителей в значимости данной проблемы. ''Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?'' – так называлась тема первого родительского собрания. Была дана консультация с различными педагогическими ситуациями; помогла родителям разобраться в сложных ситуациях, предложила прочитать соответствующую литературу.

Провожу тренинги с родителями, цель которых: осознание родителями своей роли в воспитании детей, умение понимать и чувствовать потребности ребенка.

Комплексная система снижения ситуативной тревоги, построенная на включении развивающих ''игр-занятий'' Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко в воспитательно-образовательный процесс и персонально-личностном стиле взаимодействия воспитателя с ребенком, явилась эффективным средством повышения у дошкольников познавательной активности.

См. Приложение