Логопедическое занятие в 4-м классе для детей с ОНР III уровня по теме "Образование и употребление возвратных глаголов"

Разделы: Начальная школа


Место урока в системе коррекционных занятий:

  1. Дифференциация глаголов и имен существительных.
  2. Образование возвратных глаголов.
  3. Образование и употребление возвратных глаголов.
  4. Согласование возвратных глаголов настоящего (будущего) времени с именами существительными в числе.
  5. Дифференциация имен существительных на -ца и глаголов на -тся, -ться.
  6. Правописание возвратных глаголов. Диктант.

Цель: формировать умение правильно образовывать и употреблять возвратные глаголы в самостоятельной речи.

Задачи:

  • коррекционные: формировать умение правильно образовывать и употреблять возвратные глаголы в самостоятельной речи, умение распознавать возвратные глаголы, дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы, понимать значение, которое придает суффикс -ся- глаголам, расширять и уточнять словарный запас учащихся, закреплять навыки согласования глаголов настоящего времени с именами существительными в числе;
  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: картинный материал по теме, раздаточные карточки с таблицей слов, карточки с глаголами, цветные ручки, карточки с заданиями, тетради с подготовленными упражнениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Выразительное чтение скороговорки.

II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

1 Игра «Путешествую по квадрату».

Учащиеся смотрят на квадрат, нарисованный на доске. Учитель диктует, куда движется воображаемый герой, ученики глазами следят за его передвижениями до конечного пункта, определяют на каком числе он остановился. Затем на доске находят соответствующее число и читают написанное рядом с ним слово. Потом находят это слово у себя на парте и кладут перед собой соответствующую карточку. Так у учащихся на парте оказывается 4 слова.

На доске:

1 вылечит

6 лечит

11 облизать

16 радость

2 радуется

7 спуститься

12 запоминает

 

3 память

8 летать

13 понимает

 

4 перелет

9 смеется

14 учится

 

5 улетает

10 смешит

15 учитель

 

Учитель диктует следующие задания(начало на красном крестике):

  1. 1 клетка вверх, 2- влево 2-вниз 1-вправо (2-радуется)
  2. 2- диагональ вверх вправо, 2-вниз (5-улетает)
  3. 1-влево 2- вниз 1 вправо 1- вверх 1- вправо 1- вниз (6-лечит)
  4. 1- диагональ вниз влево, 2-вверх (9- смеется)

У каждого ученика карточки со словами:

радует радуется радовался
улетает прилетает улетают
лечит лечится вылечит
смеется смешит засмеялся
учится учитель выучит

Проверка выполненного задания: дети называют слова, которые у них лежат на столе, учитель выставляет отдельно карточки  с названными словами.

Радуется, лечит, улетает, смеется.

Самооценка учащимися выполненного задания, выставление оценки в тетрадь.

2 – Что общего между этими словами? (это глаголы)

- Разделите эти глаголы на 2 группы. Почему вы так решили ? (глаголы с суффиксом -ся и без него)

- Назовите тему занятия (Глаголы с суффиксом -ся-)

III. Закрепление материала.

1 Учащиеся делятся на 2 команды, каждая команда получает по 4 картинки. Задача каждой команды за 2 минуты придумать к каждому рисунку предложение, используя глаголы, написанные на доске.

Глаголы, написанные на доске: сушить, качать, прятать, умывать

Одна команда называет первое предложение, вторая команда подбирает такую картинку, чтобы в предложении, составленном по ней,  был использован глагол, родственный глаголу предложения первой команды.

Например, первая команда называет предложение «Белье сушится», вторая команда отвечает: « Женщина сушит феном волосы». В этих предложениях употребляются однокоренные глаголы: сушит-сушится.

Затем оба рисунка прикрепляются к доске рядом друг с другом.

Потом вторая команда начинает игру.

Предложения, которые составляют ученики:

Бельё сушится. Женщина сушит феном волосы.
Мама умывает сына. Мама умывается.
Вова прячет игрушку. Вова прячется за шторой.
Папа качает сына. Света качается.

Рисунки для первой команды: Женщина сушит феном волосы. Мама умывается. Вова прячет игрушки. Оля качается.

Рисунки для второй команды: Белье сушится. Мама умывает сына. Вова прячется за шторой. Папа качает сына.

2 Работа в тетрадях.

Ученики читают первое предложение на доске и в тетрадях, находят соответствующий рисунок, прикрепляют к предложению, дописывают в предложении пропущенные окончания и суффикс -ся, используя цветные ручки. Один ученик работает у доски, остальные в своих тетрадях.

3 Учитель называет глагол без суффикса -ся, ученики образуют от него возвратный глагол.

Возвращать, обнимать, огорчать, остановить, подружить, сердить, облизать, учить.

Затем учитель открывает таблицу с глаголами, ученики читают слова, называют те, которые не были задействованы в предыдущей работе (обливаться, портиться).

 

сердиться

 

подружиться

обливаться

возвращаться

остановиться

огорчаться

обниматься

учиться

портиться

облизаться

Задача учащихся запомнить расположение слов за 1 минуту, затем карточки переворачиваются.

Учитель просит заменить словосочетание глаголом, затем вспомнить, где этот глагол написан на доске, выйти, перевернуть нужную карточку, составить предложение с этим глаголом.

Сделать остановку - остановиться
Завести дружбу - подружиться
Быть сердитым - сердиться
Получать знания - учиться

4 Самостоятельная работа (дополнительное задание)

Ученики читают стихотворение, выбирая -ть, -ться.

Карточка:

Хочу я пробежаться/ть по тропинкам
И улыбнуться/тьтоненьким былинкам.
Хочу я над цветками наклониться/ть
Не для того, чтоб рваться/ть  или срезаться/ть,
А чтоб увидеться/ть добрые их лица
И доброе лицо им показаться/ть.

IV. Подведение итогов, оценка учащихся.

- Назовите тему занятия.

- Какие упражнения мы выполняли?

- Что интересного было для вас на занятии?

Самооценка учащимися своей работы.

Приложение

Используемая литература: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2003