Урок русского языка в 5-м классе "Диалектные слова" на краеведческой основе

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации и способов ее получения средствами технологии развивающего обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: создать условия для формирования знаний учащихся о диалектных словах, умений находить их и определять лексическое значение.

Развивающая: создать условия для собственного развития учащихся через учебное исследование, сотрудничество “ученик–ученик”.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету через использование краеведческого материала, межпредметную связь.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005/
  2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., “Дрофа”, 2001.
  3. Задания для самостоятельной работы учащихся, составленные автором данной модели урока с учетом рекомендаций Бакулиной Г.А., доктора педагогических наук, профессора (“Интеллектуальное развитие школьников”, М., “Владос”, 2004.)

(см. Приложения к уроку).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку рабочего места.
Актуализация

знаний учащихся.

(Приложение 1)

1. Организует фронтальную беседу:

– Какой раздел науки о языке изучается?

(Лексика).

– Что рассматривается в данном разделе? (Словарный состав русского языка).

– О каких словах уже шла речь?

(Омонимы, синонимы, антонимы, однозн. и многозн. слова и т.д.)

Дают полный и точный ответ на вопрос, приводят примеры, где это необходимо.
2. Предлагает списать с доски слова, разделив их на два столбика (многозначные и омонимы) и вставив пропущенные буквы. Работают самостоятельно, самоконтроль по обрат ной стороне доски.
3. Организует коррекционную работу, если допущены ошибки: как отличить многозначное слово от омонима? Формулируют умение, которое контролировали. Используют толковые словари.
4. Организует работу по развитию орфографической зоркости учащихся. Дают полный и точный ответ на вопрос.
 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание и мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание и мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предлагает учащимся задание на развитие логического мышления:

– соедините первые буквы в многозначных словах, а затем – в словах-омонимах в том порядке, в котором они записаны на доске;

– назовите получившиеся слова и запишите их:

ШАРБА,
БУРМЕТ.

 

 

 

Выполняют задание, оставив строчку для названия темы урока.
2. Организует фронтальную беседу:

– встречали ли вы такие слова по телевидению, радио, в газетах?

– А в будничной жизни?

– Что обозначают эти слова? ШАРБА – уха,

БУРМЕТ – лог, по дну которого течет ручей.

Думают и приходят к выводу, что эти слова Часто употребляет, старшее поколение жителей самого южного – Вятско-Полянского района. Приводят свое толкование слов.
3. Помогает сформулировать значение данных слов, объявляет тему урока. Записывают в тетрадь тему урока.
4. Предлагает сформулировать цели урока по опорным фразам на доске:

– узнать, как…

– научиться отличать…

– выяснить, используются ли…

– выяснить, каким образом…

Формулируют цели.
5. Еще раз объявляет цели урока:

– узнать, как называются слова, которые употребляются в определенной местности;

– научиться отличать их от других групп слов;

– выяснить, используются ли и для чего диалектные слова в художественной литературе;

– выяснить, каким образом и где можно узнать лексическое значение таких слов.

Внимательно слушают.
Изучение нового материала 1. Предлагает учащимся познакомиться с материалом в учебнике: стр. 72–73 Самостоятельно читают.
2. Что вы можете рассказать о диалектных словах? Воспроизводят информацию.
3. Создает проблемную ситуацию: чем, на ваш взгляд, они отличаются от общеупотребительных, профессиональных слов?

– Учитель дополняет ответы учащихся.

Обсуждают в парах и дают свой ответ.
Первичное закрепление ЗУН 1. Предлагает систему упражнений для расширения знаний уч-ся о диалектных словах (Приложение № 2) Выполняют самостоятельно и в группах.
2. Просит построить связный рассказ о диалектных словах. Монологический ответ Дополнения уч-ся.
3. Создает ситуацию для знакомства с новым словарем. Самостоятельная и групповая работа учащихся (Приложение № 3). Выводы.
Информация о домашнем задании. Запуск проекта: Я вам предлагаю включиться в поисковую работу: в ходе бесед со старшим поколением собрать диалектные слова с. Кулыги Вятскополянского р-на. Это может быть индивидуальная, парная или групповая работа.

Это может быть общий или тематический словарь. Защита проектов через неделю, на последнем уроке по разделу “Лексика”.

(Приложение № 4).

Записывают домашнее задание.
Рефлексия Обращает внимание уч-ся на цели урока и предлагает оценить своих достижений. Каждый анализирует уровень своих достижений.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4