Еще один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Что такое метод аудирования и его специфика?

Предполагаемые умения и навыки, обретаемые в ходе работы.

  1. Умение слушать.
  2. Помнить слышанное
  3. Помнить общее содержание текстов большого объема.
  4. Выделять главное в тексте.
  5. Озаглавливать услышанное.
  6. Вычленять части текста.
  7. Определять роль частей в контексте целого.
  8. Помнить слышанное в предложенном порядке.
  9. Понимать смысловые изменения, связанные с перестановкой частей.
  10. Чувствовать и понимать смысловые изменения, связанные с изменениями членения предложений и их синтаксических перестроек.
  11. Осознавать смысловые изменения, связанные с привнесением в текст информации, которая изначально в нем не содержалась.

Проведение диагностики понимания услышанного

После чтения текста учитель предлагает ученикам определить свое отношение к нескольким типам вопросов:

  1. О чем говорилось в тексте?
    Учитель предлагает варианты ответов на вопросы, связанные с содержанием текста, в одном из которых дается верная информация, в других неполная, неточная или противоречащая говорившемуся.
  2. Были ли в тексте следующие предложения?
  3. Учитель читает предложения, которые встречались в тексте, наряду с ними предложения, которые в тексте не встречались. Такие предложения могут быть нескольких типов:
    нарушать достоверность общих сведений,
    нарушать достоверность деталей,
    нарушать построение предложения, встречавшегося в тексте.
  4. Говорилось ли об этом в тексте?
    Учитель читает предложения,
    в которых более подробно развиваются детали, упоминавшиеся в тексте,
    в которых содержится свернутая информация о том, что говорилось в тексте,
    в которых содержится заведомо неверная информация, которой не было в тексте.
  5. На этом этапе работы формируется представление о том, что
    объем информации, содержащийся в тексте, может быть подан в более развернутой или более компактной форме, даются образцы сворачивания информации;
    излишние детали могут менять общий смысл текста или, не меняя его общего смысла, не соответствовать общему замыслу автора;
    формируется представление о мотивах поступков персонажей, которые могут привноситься учителем в кажущемся ему необходимом объеме.

Итак, учитель знакомит учащихся с автором произведения и самим текстом.

Приложение 1

Наталья Абрамцева

Что такое зима

В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. Дедушка и котенок делали вид, что не знают об этом. Иначе пришлось бы ее прогнать – кто же терпит мышей в доме. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки, что падали с печки.

А еще вместе с дедушкой, котенком и “тайной” мышкой жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-черный удод жил не в самом доме, а в дупле старого дуба, который рос в поле, совсем рядом. Иногда удод устраивался на ветке дуба, поднимал свои яркий хохолок, расправлял похожий на маленький веер хвост и приветствовал дедушку своей песней: “уду-уду-уду!”

Еще у дедушки была яблоня. Она росла под окном, и звали ее Агриппина. Так уж дедушка назвал. Почему – не знаю. Назвал, и все. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной.

Вот, теперь ты знаешь всех, и я могу сказать, как полагается в сказке: жили-были дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина. Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.

Но прошел месяц, другой, третий, четвертый... Котенок подрос, зато дни стали совсем короткими. Солнышко почти не показывалось, а дожди почти не переставали. Грустно стало. Однажды дедушка погладил котенка и сказал: – Не грусти, маленький. Скоро зима придет. Ты повеселеешь. Обязательно.

“Зима какая-то... – подумал котенок. – Придет... Она что, у нас жить будет? А поместимся ли мы все? – размышлял он. – Хотя, если она хорошая, можно потесниться. Интересно, какая она – зима эта?”

Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.

Пока котенок раздумывал, у кого бы спросить о зиме, послышалось

знакомое “уду-уду”. На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу:

– Пожалуйста, – попросил он, – объясни мне одну вещь.

– С удовольствием! – ответил удод. – Спрашивай, пока я не улетел.

– Скажи мне, если знаешь, кто такая зима?

– О-о-о! – Удод гордо поднял яркий хохолок и важно заговорил: – Сейчас я тебе все объясню. Во-первых, зима не “кто”, а “что”. Во-вторых, зима – это теплая страна, куда мы улетаем, когда в наших родных краях становится прохладно. В-третьих, я улетаю в зиму как раз сегодня.

– Вот как? – Котенок удивился. – Неужели зима – это страна?

– Я знаю, что говорю, – почти обиделся удод. – Первый раз я был в зиме несколько лет назад. Тогда похолодало так же, как сейчас. Пошли дожди. Я растерялся, я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди зима, что нас ждет зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой. Я понятно объясняю? – спросил удод.

– Спасибо, – ответил котенок, – объясняешь ты понятно, только я совсем запутался. Ты говоришь, что улетаешь в зиму, а дедушка обещает, что зима сама к нам придет. Что-то здесь не так. Попробую спросить у Агриппины.

– Воля твоя. – Удод гордо вскинул яркий хохолок. Котенок вприпрыжку примчался к Агриппине. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел. Котенок подкрался к Агриппине, потянулся передними лапками вверх по ее кряжистому стволу и промурлыкал:

– Ой, Агриппина, я, оказывается, совсем не так уж много знаю. Может быть, ты согласишься объяснить мне кое-что?

– Конечно, малыш, – прошелестела яблоня.

– Скажи, пожалуйста, кто такая, вернее... – запнулся котенок, – что такое зима?

– Зима, – мягко поправила яблоня Агриппина,– как раз не “что”, а “кто”. Потому что зима – это прекрасная волшебница. Она скоро придет. Она всегда приходит после этих долгих дождей. Волшебница зима набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали. В первое мгновение белые шали кажутся очень холодными, но потом согреваешься... И постепенно засыпаешь. Спишь долго и видишь добрые сны. А когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны. Но зима в это время где-то далеко... Ты понял, малыш?

– Понял-то я, понял. – Котенок помолчал. – Но то, о чем ты рассказываешь, совсем не похоже на то, что говорил удод.

– А ты спроси кого-нибудь третьего, – посоветовала яблоня Агриппина, – пусть он нас рассудит.

– Точно, – обрадовался котенок. – Спрошу кого-нибудь еще! Спрошу... – он задумался, – мышку: она живет тихо, все слышит, все знает. Наверное, о зиме тоже знает.

И котенок помчался к печке, под которой тайно проживала мышка. Он легонько поцарапал коготками о печку и позвал: – Мышка! А мышка не отвечает. Котенок снова позвал: – Мышка, мышка! Тогда мышка ответила:

– Да меня здесь вовсе нет. Напрасно зовешь.

– Да, я знаю, – котенок успокаивал мышку, – знаю, что тебя здесь нет, и дедушка знает, и все знают. Ну, выгляни, не бойся! Мне очень нужно что-то у тебя спросить. И все.

– И все? – недоверчиво переспросила мышка. – И все, – честно подтвердил котенок.

– Ну, ладно. – Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками. – Спрашивай.

– Что ты знаешь о зиме?

– Ах, зима! – Мышка выбежала из-под печки. – Зима – это прекрасно! Зима – это... Это... Это...– Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка. – Как бы тебе попроще объяснить? Зима – это когда тепло, потому что в печке трещат дрова. А еще зима – это когда соседские девочки и мальчики собираются возле нашей печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории. А я тоже слушаю.

Мышка на секунду замерла, чего-то снова испугалась и, юркнув под печку, пропищала: – Все! Больше я ничего не знаю.

Котенок зажмурился и тряхнул головой: мышка не только не рассудила удода и Агриппину, а наоборот, все запутала.

...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она – зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...

I. О чем говорилось в тексте?

1. В домике на краю деревни жили

  • дедушка и котенок.,
  • дедушка, котенок и мышка,
  • дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.

2. Дедушка и котенок делали вид, что не знают о том, что под печкой жила мышка, потому что

  • им было лень ее выгонять,
  • они не хотели ее прогонять, ведь она была хорошая и нигде не шныряла,
  • они все равно не смогли бы ее выгнать, потому что она была юркая и неуловимая.

3. Неподалеку от дома жили

  • черный ворон на дубу и стройная березка,
  • в дупле старого дуба оранжево-бело-черный удод с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком и добрая и умная яблоня Агриппина с вкусными и ароматными ярко-желтыми яблоками,
  • пес в конуре и курица во дворе.

4. Летом котенку жилось весело, а осенью стало грустно. Дедушка пообещал ему, что скоро придет зима и

  • станет совсем холодно и грустно,
  • станет веселее,
  • станет тепло и радостно.

5. Котенок не знал, что такое зима, потому что

  • был глупым,
  • родился в мае,
  • ничего не хотел знать, кроме своего веселья.

6. Котенок решил

  • не пускать зиму в дом, где и без того было тесно,
  • расспросить, кто такая зима, зачем она приходит и где будет жить,
  • сделать все, чтобы зима не приходила.

7. Удод ответил, что это

  • холодная и злая старуха,
  • теплая страна с зелеными пальмами и синим морем, куда птицы улетают, когда в родных краях становится прохладно,
  • замерзший, покрытый сосульками дуб.

8. Агриппина ответила, что зима - это

  • злая колдунья, которая все вокруг себя погружает в холодный сон,
  • прекрасная волшебница, которая приходит после дождей и набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали, которые в первое мгновение кажутся очень холодными, но потом согревают,
  • добрая фея, которая все посыпает серебром.

9. Рассказы удода и яблони о зиме оказались

  • очень похожими,
  • совсем не похожими,
  • одинаковыми, но расходящимися в деталях.

10. Котенок решил расспросить о зиме мышку, но она

  • боялась котенка и не стала с ним говорить,
  • сначала сказала, что ее вовсе нет, а потом согласилась поговорить с котенком и рассказала, что зима - это когда тепло, потому что в печке трещат дрова, и весело, потому что соседские девочки и мальчики собираются возле печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории,
  • не вылезая из-под печки, сказала, что зимой очень скучно, потому что в дом никто не приходит.

11. Рассказ мышки

  • все объяснил,

  • все запутал,

  • был неправдоподобен.

12. Котенку

  • перестало быть интересно, что такое зима, и он улегся спать,
  • невозможно было разобраться в том, что рассказали удод, яблоня и мышка, и он заплакал,
  • было интересно сидеть на крыльце и думать о прекрасной и непонятной зиме.

13. Котенок хотел бы расспросить о зиме дедушку, но он

  • боялся его,
  • не знал язык людей,
  • решил, что опять не услышит ничего толкового.

14. Дедушка

  • рассказал котенку о том, что зима – это время года, когда среднемесячная температура воздуха становится очень низкой и все сидят по домам,
  • ничего не стал говорить котенку, а просто посоветовал ему немножко подождать, чтобы самому увидеть, что такое зима,
  • ничего не рассказывал котенку о зиме, потому что не знал, что его это занимает.

II. Были ли эти предложения в тексте?

  • Жили-были (старенький-старенький) дедушка (с внучкой) и с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.
  • Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.
  • Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.
  • На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу.
  • Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел.
  • Когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.
  • Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками.
  • Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка
  • ...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме.
  • А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она – зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...

III. Говорилось ли об этом в тексте:

  1. Маленький котенок, родившийся в мае, не знал, что такое зима.
  2. Рассказы удода, яблони и мышонка о зиме были совсем разными.
  3. Каждый рассказывал о том, что он знал лучше всего.
  4. Удод рассказал о долгом и трудном перелете в жаркие страны, о том. Как птицы устают во время пути.
  5. Когда удод был маленьким, ему сказали, что птицы собираются в путь, потому что впереди их ждет зима.
  6. Оранжево-бело-черная птица с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком думала, что зима – это теплая страна с пальмами и морем.
  7. Яблоня Агриппина говорила, что зимой она засыпает под чудесными белыми шалями, которые набрасывает на деревья и кусты прекрасная волшебница, появляющаяся после дождей. В первое мгновение они кажутся очень холодными, но потом согревают. После сна всегда чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.
  8. Мышка рассказала о том, что зимой очень весело, девочки и мальчики играют в снежки, катаются на санках и коньках, лепят снежных баб.
  9. По вечерам все собираются у печки, в ней трещат дрова, и дедушка рассказывает разные сказки и истории, а ребята пересказывают друг другу мультфильмы и страшные истории.
  10. Котенок понял, что зима – это жаркая страна, которая во время перелета становится холодной и начинает всех согревать белыми шалями.
  11. Котенок не понял, что такое зима, и спросил бы у дедушки, если бы знал язык людей.

IV. Расскажите, что узнал котенок о зиме после своих расспросов?

  • Что он узнал из рассказа удода.
  • Что он узнал из рассказа яблони.
  • Что он узнал из рассказа мышки.
  • Чтобы мог дедушка рассказать котенку о зиме.

V. Какое из названий вам кажется более всего подходящим тексту? Свое мнение обоснуй.

  • Откуда приходит зима.
  • О чем хотел узнать котенок.
  • Что такое зима.
  • Чего не рассказал дедушка.

Итак, можно приступать к написанию изложения.

А для желающих можно предложить в качестве домашнего задания продолжение сказки Натальи Абрамцевой: “А как бы вы ответили котенку на вопрос “Что такое зима?”

Приложение 1