Синтаксические функции и стилистические свойства союзов

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Проверить знания учащихся по теме "Союз".
  2. Углубить знания о синтаксических функциях и стилистических свойствах союзов.
  3. Научить грамотно употреблять союзы в различных стилях речи.

Предисловие:

Изучение такой морфологической темы, как "Союз" в 7-м классе имеет и синтаксическую направленность, которая в немалой степени определяет успешность обучения в 8-м и особенно в 9-м классе. Поэтому важно, чтобы школьники не только имели представление о союзе как о служебной части речи, различали сочинительные и подчинительные союзы, но и умели употреблять их в простых и сложных предложениях. Урок нацелен на развитие умения конструировать сложные союзные предложения, на предупреждение пунктуационных, стилитических, логических ошибок в речи учащихся, связанных с употреблением союзов.

Оборудование:

  1. Плакат с опорным конспектом по теме "Союз";
  2. раздаточный материал;
  3. SMART-доска.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работать над темой "Союз" и сегодня обратим внимание на синтаксические функции и стилистические свойства некоторых союзов.

В грамматике укрепилось деление союзов на сочинительные и подчинительные. Уточните, пожалуйста, в чем суть такого деления (ответы учащихся).

II. Орфографическая разминка.

Объясните слитное и раздельное правописание союзов и местоимений (устно):

  • Коротко, зато ясно.
  • Учиться и жить есть одно и то же.
  • Хотелось бы, чтобы счатье пришло.
  • От того, кто не мил, и подарок постыл.
  • Труд необходим человеку так же, как пища.
  • Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • Отцветает черемуха, зато расцветает калина.
  • Время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его.

III. Практические задания.

  1. Прочитайте примеры и решите, какие синтаксические отношения выражают здесь союзы, выпишите союзы и определите их значения:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…

Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?

Лишь очи печально глядели
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Цветы, родившиеся ночью,
Заголубели на заре,
Как будто порванное в клочья
Лежало небо на траве.

  1. Послушайте предложения и скажите, различны ли в них придаточные предложения по значению:
  • Кабы на сойку да не свой язычок, кто бы про нее знал?
  • Если мудрец попадает к глупцам, не должен он ждать от них почета.

В чем различие союзов кабы и если? (Ответ: в их стилистической принадлежности.)

О стилистических свойствах союзов мы еще мало знаем, поэтому послушайте сообщение на эту тему и сделайте краткие записи в тетрадях (дети слушают сообщение, материал к которому взят из детской энциклопедии "Языкознание", делают краткие записи, затем проверяют свои записи с помощью SMART-доски).

  1. Прочитайте предложения (они появляются на доске), составьте их схемы. Каковы стилистические свойства союзов? Отметьте высказывания, которые можно назвать "крылатыми".
  • Если ночью Бэла не будет здесь, не видать тебе моего коня.
  • Если ты не можешь или не хочешь делать хорошо, то лучше совсем не делай.
  • Если ты рожден на земле, то люби и украшай ее своей жизнью.
  • Не ищи проселочной дороги, коли есть столбовая.
  • Коли в мае дождь, то будет и рожь.
  • Коли хочешь есть калачи, так не лежи на печи.
  • Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
  • Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

– Какие синтаксические отношения выражают союзы в этих предложениях? Сочинительные или подчинительные? Каковы значения этих союзов?

(Ответ: они указывают на условие, т.е. перед нами сложноподчиненные предложения с придаточными условия.)

  1. Составьте предложения с придаточными условия по следующим схемам:

(Если…), [то].

(Раз…), [то].

(Если…), [ ].

(Ежели…), [то].

Каково значение придаточных условия? (Ответ: придаточные предложения со значением условия уточняют условия, при которых протекает или может протекать действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос" при каком условии"? При этом предполагается альтернатива, т.е. выбор определяемых событий или явлений. Например: Если дождь перестанет, мы сможем отправиться на прогулку. (дождь может перестать, а может и не перестать).

– Что вы можете сказать о стилистической принадлежности союзов в составленных вами предложениях?

  1. Перестройте предложения, заменяя выделенные интонационно обстоятельственные обороты придаточными условия:
  • Усиление солнечной активности сказывается на состоянии верхних слоев атмосферы Земли.
  • При активизации процессов на Солнце увеличивается число заболеваний у людей.

– В каком стиле речи уместны такие предложения? (Ответ: в научном.)

  1. Что происходит в условных предложениях, если союз если осложняется частицей бы и они обращены в прошлое, например: Если бы вчера не было ветра, мы бы покатались на лодке (Был ветер, и мы не покатались).

(Ответ: в таких условных предложениях выражается отсутствие предполагаемых фактов в прошлом).

– В каких целях можно использовать такие предложения?

(Ответ: в качестве косвенных просьб, приглашений, пожеланий, т.е. в этикетных целях).

Задание:

Напишите несколько предложений, используя этикетные формы с союзом если (бы), например:

Если тебя не затруднит…

Если тебе не трудно…

Если бы ты выполнил мою просьбу, я…

Если ты не возражаешь (не против), я бы…

Представьте, что эти предложения из письма к вашему другу. Что произойдет, если мы опустим такие предложения в письме?( Ответ: это сделает письмо сухим и категоричным).

– Полезно ли употреблять такие предложения в нашей речи? (Ответ: это позволяет выражать просьбы, пожелания мягко, ненавязчиво, а значит, оказывает благотворное влияние на развитие дружеских отношений).

IV. Заключительная беседа.

– Что мы сегодня узнали о синтаксических функциях и стилистических свойствах союзов? (Ответ: основное внимание мы уделили сложноподчиненным предложениям с придаточными условия, употреблению этих предложений в речи, стилистическим ососбенностям союзов условия).

Союзы порой так малы, что мы и не замечаем их, хотя, естественно, используем их в речи, но нужно ли так подробно заниматься ими? (Ответом может быть сочинение, которое учащиеся писали дома.Тема сочинения – "Нужно ли знать и изучать союзы").

Например, сочинение "Союзы на службе у предложения" (так озаглавила свою работу одна из школьниц):

"Чтобы понять всю важность союзов, я решила убрать их в одном из предложений романа Л.Н.Толстого "Война и мир", и вот что из этого получилось:

"Была одна из тех мартовских ночей. Зима хочет взять свое. Она высыпает с отчаянной злобой свои последние снега, бураны".

А у автора это звучит так: " Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны".

И вновь речь стала по-толстовски плавной и приятной для русского слуха. Трудно себе представить, как сложно было бы читать этот гигантский роман, написанный без союзов.

Если вы проведете такой виртуальный эксперимен т по удалению союзов из любого произведения, то ответить на вопрос о роли союзов не составит труда.

Союзы верно и трудолюбиво стоят на службе у простых и сложных предложений, и целых текстов.

Ломоносов так определял роль союзов: "Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются".

Домашнее задание.

Закончить дружеское послание с употреблением предложений этикетной формы, подготовить сообщение о сравнительных союзах.