Занимательная игра для учащихся 5––6-х классов "Лингводилижанс"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:  карта дороги со всеми остановками – посёлок Ономастика,город  Фразеологизм, посёлок Диалект,  село Краснословие,
деревня Подумайкино.

Ведущий.
Сегодня у нас необычный день. На дилижансах мы тремя группами отправляемся в путешествие по дороге Лингвистике. А кто из вас знает, что такое дилижанс? (Дилижанс – это большая крытая повозка для перевоза багажа, почты, пассажиров, появилась в XVI веке в Англии.)

Итак, в путь!
Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Всем, кто отгадает загадки, я    вручу проездные билетики. Тема загадок – дорога и средства передвижения.

  1. Не месяц, не луна, не планета, не звезда.
    По небу летает, самолёты обгоняет.   (Спутник)
  2. Над бурливою рекой богатырь залёг стальной. (Мост)
  3. Летит, а не птица, воет, а не зверь. (самолёт)
  4. Мчится конь, глаза – огонь, сто телег везёт, и во всех народ. (Поезд)
  5. Бегает в калошах быстрее, чем лошадь. (Автомобиль)
  6. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
  7. Держусь я только на ходу, а если стану – упаду. (Велосипед)
  8. До чего народ доходит, самовар по речке ходит. (Пароход)
  9. Железные избушки держатся друг за дружку.
    Одна с трубой тянет всех за собой. (Паровоз)
  10. Тут и стук, тут и гром, тут и Захаров дом. (Телега)
  11. Летом спят, а зимой бегут. (Сани)
  12. Закручу, зажурчу, под небеса улечу. (Самолёт)
  13. Что за домики подряд на колёсах стоят,
    подбежал к ним сам собой самовар с трубой,
    ухватил, покатил и след простыл. (Поезд)
  14. Конь стальной рычит, сзади плуги волочит. (Трактор)
  15. Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Сани)
  16. Два колёсика подряд, их ногами вертят, а поверх торчком сам хозяин крючком. (Велосипед)

 

Первая остановка – посёлок Ономастика.

 Река имён в своём стремленье
уносит все дела людей.
И топит в пропасти забвенья
народы, царства и царей.
В памяти остаются слова
и от всего былого имена.

      В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого слова onomastike – искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена, относящиеся к людям (антропонимы), географические названия (топонимы), названия населённых пунктов (ойконимы), названия внутригородских объектов – улиц, музеев и тд.
Сейчас мы отправимся к этой станции. Я буду задавать по  очереди вопросы каждому дилижансу.

1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?
(фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Первые фамилии появились на Руси в конце XVI - начале XVII в. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий ещё не было.)

2. Какая фамилия в мире является самой распространённой? (Кузнецов)
В украинском языке- Ковальчук, Коваленко, Коваль), в польском – Ковалевский; чешском – Ковалек; венгерском – Ковач, в английском - Смит, немецком - Шмидт, французском – Лефевр, латинском – Фабер; арабском – Халд; финском – Сапинянен.
3. Почему Колумбами называют первооткрывателей в любой области?
( испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498г. первым открыл Америку)
4. Что общего между названиями городов  Карфаген, Нью-Йорк, Новгород, Неаполь, Нейбург? (все переводятся как «новый город»)
5. Чему обязана своим названием Польша? (от славянского слова «поле»)
6. Откуда получила своё название Украина? (окраина, пограничный край;  получила название, когда была ничейной землёй между русскими и турками)

Вторая остановка – город Фразеологизм.

Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…П.Вяземский

I задание.  Я буду читать предложения из произведений русской литературы. Ваша задача – вычленить фразеологизм и объяснить его.
  1. Она улыбается редко, ей некогда лясы точить. (Некрасов)
  2. Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьёт. (Исаковский)
  3. Петя закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз». (В.Катаев)
  4. Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил?  (Ершов)
  5. И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.  (Пушкин)
  6. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. (Чехов)


II задание. Каждая группа путешественников получает карточку со стихотворением, в котором пропущены фразеологизмы. Задача – вставить недостающее выражение.

1. Говорил товарищ мой вчера, что в кино сходить уже пора.

Только я хотел уж собираться, как ему взбрело …  (на ум)   купаться.
По дороге передумал он, потащил меня на стадион.
-Что ты,  – закричал я, - в самом деле! У тебя …      (семь пятниц на неделе)

2.     Глеб у доски …  (повесил нос), краснеет до корней  …   (волос).
Он в этот час, как говорится, готов …     (сквозь землю провалиться).
О чём же думал он вчера, когда    ….  (баклуши бил)  с утра?

3.    Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь … (лицом)   и не сел … (в калошу),
За домом едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.
Один это делал  … (спустя рукава), другой … (засучив рукава).

Следующая  остановка – посёлок Диалект.

      Есть такая пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор»  местных языковых особенностей, свой диалект.
Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектных слов. Многие диалектные слова мы встречаем в произведениях русской литературы. Сейчас каждый дилижанс получит текст стихотворения О.А.Фокиной, в котором нужно найти диалектные слова и постараться объяснить их значение. (пока команды работают, ведущий читает стихотворение для всех присутствующих)

Говорят, моё поле –
За тремя во'локами,
Говорят, моя доля –
За семью мо'роками…

А какой это волок –
Перелесок родимый?
А какой это морок –
Взмахи отчего дыма?

От рожденья до гроба
Проходивший в посконном,
Прадед потом и кровью
Полил эти загоны.

Мне завещано дедом
Поле с житом и рожью,
Боровы'е приметы,
Луговые осто'жья.

На судьбу не в обиде,
Буду век сенокосить,
Только зря не  рубите
В бору моём сосен!

Будет рожь колоситься
Год от года всё выше,
Только зря не гасите
Струйку дыма под крышей.
 (О.А.Фокина).

(Слова для справки:
Во'лок – глухой лес, непроезжий бор, из которого в лето и зиму выволакивают срубленные брёвна на волоках (В.Даль)
Мо'рок – 1)сумрак, мрачность, темнота и густота воздуха; 2)марево, мгла, сухой туман; 3)псковск.-гарь, чад, смрад;  4)тверск. – шалун, повеса (В.Даль)
Поско'нный холст – лучший рубашечный (из особой конопли)
Бор – красный, или хвойный лес.
Осто'жье – луг, пожня; изгородь вокруг стога сена, плетень (от скота охраняли место, где стоял стог)

Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?   ( В.И.Даль)

Село Краснословие.

     На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, скороговорках, песнях и т.д. «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Оно утешало, помогало, двигало на подвиг, лечило, вдохновляло» (В.Белов)
Речевое мастерство на Руси ценилось высоко. Пушкин с восхищением говорил о сказительном искусстве своей няни:

Мастерица ведь была,
И откуда что брала.
И куда разумны шутки,
приговорки,  прибаутки,
небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе  отрадно.
И не  пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так сладко?
Итак, вспомним пословицы и поговорки!  Первое задание – ответить на вопрос пословицей.
1. Кем станет казак, если будет терпеть?  (атаманом)
2. Какой конь борозды не испортит? (старый)
3. Что не вырубишь топором?   ( что написано пером)
4. Чем долг красен?    (платежом)
5. В какие сани не следует садиться?   (не в свои)
6. Когда приходит аппетит?   (во время еды)

Я называю произведение устного народного творчества, а вы отгадываете его жанр.
1. Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая. (скороговорка)

2. В магазине продавщица
Назвала меня свиньёй.
Все подумали свинина,
Встали в очередь за мной.      (частушка)

3.  По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит,
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.  (небылица)

Вижу, с малыми жанрами вы хорошо знакомы. А как с таким, как былина? Посмотрим, что вы знаете о былинах?

  1. Объясните литературоведческий термин «былина»( жанр русского фольклора, песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси)
  2. Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?  (Микула – землепашец, Вольга – князь)
  3. Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одержал победу в схватке с огненным змеем. (Добрыня Никитич)

     Молодцы! Наше путешествие подходит к концу.

Последняя остановка – деревня Подумайкино.
Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. 
Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Итак, подумаем и ответим!

1. Из названий каких двух букв можно приготовить пищу?   ( ка-ша, у-ха)
2. Названия каких двух букв составляют целую эпоху?   (эр-а)
3. Какие буквы «обижаются», что их не пишут в начале слова?   (ы, ь, ъ)
4. Назовите четыре слова, в которых  по сто согласных?  (сто-г, сто-л, сто-к, сто-н)
5.Что было «завтра», а будет «вчера»?    (сегодня)
6. Какую часть слова можно найти в  земле?   (корень)
7. В каком слове семь букв о? (обороноспособность)
8. Назовите слова, в которых пишутся подряд три буквы е. (  змееед, длинношеее)
9.В каком глаголе 100 отрицаний? ( сто-нет)

Подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой:

Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка.
Им выткана его основа
Для поколений на  века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.

Храните всё богатство нашего  языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.

Подведение итогов, награждение команды-победительницы.