Творческое кредо воспитателя в его «Я-концепции"

Разделы: Социальная педагогика


Чувство меры,
Чувство чести,
Чувство красоты
В детском доме, что в Алдане,
Всё познаешь ты.

Цель: через небольшую теоретическую часть и свои стихи попытаться показать пульс  жизни  нашего детского дома.

Воспитатель, я хочу поведать,
Как тебе живётся нелегко,
Сколько надо бы всего отведать,
Чтобы из ребёнка получить своё.
И себя, души своей частичку
Отдаёшь ты сорванцу – ему,
Чтобы всё – таки в глазах его увидеть
Такую нежную земную теплоту.
Всё бывало: и любовь, и слёзы,
Всё бывает – мир через войну,
Но не всем понятны штрихи эти,
Что влияли на твою судьбу.
А командовать тобой умели,
Вплоть до всех, реже защитить,
Но свербило чувство пятое в сознанье
Стоит ли сдаваться, надо жить,
Не брюзжать, поменьше хныкать,
Вокруг серость не плодить,
Начинать всё заново, поверить,
Может, сможет время рассудить.
Пусть Учитель – это величина Света,
Я согласна, так оно и есть!
Ну, а воспитатель – факел детства!
И он знает, что значит Гореть!
И сегодня, и потом – всегда
Воспитатель в детском доме
Для детей, как мать, сестра,
Источник света и тепла!!!

***

У сирот особое детство,
Им и песни в миноре сродни.
Бесшабашная удаль, как средство
От щемящих ударов в груди.
Хоть свобода порой опьяняет
И вправо, и влево – простор,
Но душа его чаще страдает,
Сам себя рикошетя в укор.
Детский дом, только в памяти светло,
Всё богатство и наследство,
Слёзы, смех и удачи – всё в нём,
Всё, почти как у всех понемногу,
Беззаботное детство бурлит,
И зовёт, и манит в дорогу,
Но почему же так сердце болит???

***

Как сделать так, чтоб Юльки не страдали,
Володькин смех почаще бы звенел,
В глазёнках детских не было б печали
И детский дом теплом бы всех согрел.
В округе люди не кричали б в злобе,
Кого мы защищаем и растим,
И шквалом, языком не детским
По нашим детям, как из автомата бил:
« Ах вы, шакалы…»  и грязь пошла такая
Ребёнок в гневе озверел,
На грубость грубостью, не веря,
Что и для взрослых есть предел,
А в государстве повороты в Думе
И что – то делится ещё,
Вопросом главным бы
Ребячьи судьбы –
В них наше будущее всё!
***

Есть  в Алдане дом такой
С шумной смелою ордой,
На работу с детворой
Мы спешили, как домой,
Хоть проблемы давят так,
Что нет сил – идёт ва-банк
И опять, всё как в бою
Держим линию свою.
Спор решён и цель ясна,
Вновь ликует ребятня,
Одолелось вместе то,
Что для дела так нужно.
А зовётся этот дом
Очень просто – Детский дом,
Но не просто. Ох, не просто
Расцветает детство в нём,
И сегодня нам хотелось
Поклониться до земли
Алле Афанасьевне Порошиной,
Труженице честной,
Что 40 лет душою вся для ребятни,
Наша большая дружная семья
Будет помнить Вас, Алла Афанасьевна, всегда.
Потому  что Дому детства
Вы всё отдали сполна.

   Мы стараемся строить жизнь со своими воспитанниками на основании видения красоты, красоты жизни – это значит содействовать тому, чтобы человек жил, жил в наслаждении жизнью.

Нас встретила природа,
Искристая река,
Томмотская округа в гости позвала.
Сердце нараспашку, солнце на плечах,
Радость вся в ребячьих ликующих глазах.
Ах, лето, лето красное продлись ещё,
Каникулы, каникулы – отличное житьё!
Поездили не мало, увидели сполна,
Жизнь нашего детдома фантазией сильна!
***

Сегодня в детском доме праздник,
Именины у наших детей
И стараются девичник и мальчишник
Фантазией порадовать своей.
Кипит вода, морковь в отваре
И торт волшебный на столе.
Как хочется ребятам,
Чтоб радостью искрились все.
И всё поделится, и вместе
Повеселится детвора –
В нашем доме – в детском доме
Всем хватит места и тепла.

     В нашем детском доме, как и в любом другом, дети разные, а значит, и мыслят по- разному. При очередных мальчишечьих посиделках (беседа шла о нравственности, порядочности, формировании имиджа подростка) я прочла начало одного из своего стихотворения, а концовку попросила, чтобы они мне сами подсказали, после хорошего или печального поставить точку в конце стихотворения. Были споры мальчишечьи - скупые. Но все пришли к единому. К хорошему: не надо, мол, заострять внимание на “звёзд “ подвалов, пусть хоть на бумаге будет успокаивающее для нас. Может и в жизни удачи улыбнутся нам.

Он мил и с дракою дружил,
А на трезвяк по-волчьи выл,
Но это так. Всё для себя,
А для других, для всех гроза.
Добряк в душе, но силу льва
Он в пьянке проявлял всегда.
Всё жертвой детства изъяснял
Свои поступки хулиган.
Не ведал мать, отец в тюрьме,
Какой там смысл копать в судьбе
И по теченью плыл герой,
Печально, но сюжет такой.
И чтобы было впереди,
Не сделав жизнь зигзаг в пути:
Однажды в пьяной кутерьме
Чесал он кулаки во тьме
И что зачем, почти не знал,
А так, от скуки внёс скандал.
Вдруг чья-то девичья рука
Ему стакан воды дала
“ Уймись – шепнула – не шуми,
 Так может Зомби жить, а ты…”
И не посмел он рот скривить.
Не захотел и нахамить –
Герой наш умер и воскрес,
Любовь всем дарит мир чудес!

     На самом же деле в основе этого стихотворения – правдоподобный случай, жизнь такая непредсказуемая. Мать, сегодня выплачивающая сыну или дочери деньги за любовь и помощь ей, потом не вернёт ни любовь, ни помощи, когда по закону рынка у сына или дочери пропадёт “спрос на неё”. Добро должно быть умным!

-Мама, кричит ребёнок плача.
-Мама, больно, мама, помоги,
Но берёт его другая тётя
И прижимает малыша к груди.
Нежно гладит вихрастую головку,
Лицо обмыла, крепче обняла,
Воспитатель сделал всё, как мама,
Только мама так и не пришла.
 В гульбе, всё в праздниках ты дни свои проводишь,

Как долог век покажется тебе,
Когда однажды сына встретишь, мама,
Но это слово будет не к тебе…
Мама, кричит ребёнок плача.
Мама больно, мама, помоги,
Ещё не поздно, ты слышишь, мама,
Свои руки сыну протяни.
Поклоняюсь я тем матерям,
Кто, словом и делом с детьми,
Поклоняюсь я тем матерям,
Кто в бедах достойно крест свой несли,
В инвалидной коляске, но с ней,
Прикован к постели: “Мама!» –
Пересохшие губы тянутся к ней
И рядом она, родная.

Мама, мама лишь знает
Как трудно порой
Теорию с практикой сверить,
Сколько бессонных ночей ей одной,
Когда вдруг ребёнок бредит,
Она и недругу, мужу простит,
Только бы солнышко детям,
Так пусть же таким матерям
И в старости радость светит!

Человек только тогда Человек, когда он включает в себя всё человечество, когда его жизнь вплетена в жизнь другого. В каждом трудном, лёгком, незаметном мы, коллеги, работающие со своими воспитанниками, признаём его неповторимость, учитываем не только его возрастные психофизиологические особенности, но и совокупность его внутреннего мира. Воспитатель формирует ребёнка не по частям. Он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его нравственности. Быть нравственным должно быть естественно для человека.

Алданский дом детства
Средь сопок и леса
В нём двери открыты всегда,
А если тропинка уходит из детства,
В дом детства приводит судьба
И гордых, и трудных,
Крутых и ранимых,
И слабых, но жаждущих
Выжить и жить.
Дом детства не станет с подростком хандрить,
А просто поможет душою ожить.
И горести вместе,
И радости рядом,
А лес перезвоном,
Всё детворе!
И пусть всем в достатке
И в солнце, и в хлебе,
Вот не было б бед только в нашей стране.

     Мы, работники детского дома, можем много рассказать о своём доме – тёплом, большом, для окружающих же не всегда во всём понятный. Но в этом доме живут дети очень, очень разные, их судьба для нас не безразлична. Мы всё делаем, чтобы завтрашний день был чуть лучше, чем сегодня: учимся, трудимся умственно и физически, уделяя немало времени для своего самообразования, самовоспитания.  И пишутся стихи, и слагаются песни; не профессионально, может быть, но они нам нравятся.
Роза Васильевна Солнышкина не только замдиректора по научной работе, но и композитор детского дома. Мы её зовём – наше Солнышко. А первая песня (из детского репертуара), которая была положена на ноты - это “ Большой дом”. Первое, согласитесь, запоминается. Духовные зёрна, идущие от взрослых, пусть крупицами, но обязательно перейдут к детям, потому, что мы работаем в детском доме с верой и надеждой в лучшее.
     После незабываемой поездки с группой детей из детского дома в Санкт-Петербург, было написано мною стихотворение “ Царскосельская дорога”,  благодаря Розе Васильевне, родилась на эти слова песня, которая была подарена нашим детям – детям детского дома.

Царскосельская дорога,
Тополя кругом!
Этот праздничный, январский,
Колокольный звон!
И с историей столкнувшись,
Представляешь ты,
Что возможно, гений Пушкин
Слышал, как и ты –
В этих звуках гамма красок,
Боли правота,
В этих звуках жажда жизни
Будней суета.
Всё земное, неземное
В звоне волшебства
В серебристом ля-мажоре
Обновляется душа!

     Польская поговорка гласит, что хорошее мнение о себе – половина счастья. Ещё больше надежд оказаться счастливым у того, кто неустанно работает над собой. Грамотно использует рекомендации психологов и педагогов по внутренней личностной коррекции. Как спортсмен в совершенстве владеющий своим телом, может придать ему нужное мышечное состояние, так и духовно познавший себя, способен управлять своими чувствами и помыслами, это всегда привлекает к нему окружающих и вызывает уважение.
     Чтобы достичь самореализации, необходимо ставить перед собой цели и постоянно поддерживать в себе стремление к их достижению, но, не надрывая себя, а по велению души, внутренних своих резервов. Мы, работая с детьми, можем позволить себе удерживаться на одной из ступеней своего образа жизни, но, ни в коем случае не спускаться ниже. В нашем коллективе, что ни человек – то Личность.

Мы в ритмах жизни познаём,
Как взрослеем, чем живём,
И бегут ступеньки вверх
В работе нашей на успех.
Водоворот, вмиг поворот,
Непредсказуемость живая,
Но порядочность спасёт
В нас каждом Личность утверждая.
Так дети, взрослые, мы все
Свой быт делами украшая
На важном трудном рубеже
Путь, к совершенству приближая.

Не может быть такого, чтобы были хорошие воспитанники и плохой коллектив. У нас нормальный, здоровый коллектив. Нам повезло в главном, во главе детского дома стоит умный руководитель – Фаина Андреевна Антипова, потому у нас такие необыкновенные дети и такие вот мы.

Человек добрейшей души,
Мне б в стихах её прославить
И слова такие найти,
Чтобы след в её жизни оставить.
Наше солнышко скупо встаёт,
А она уже на работу идёт.
Твёрдость походки, здравость ума,
Проблемы, проблемы рабочего дня.
Заседанья, собранья,
Индивидуальный подход к взрослым и детям,
Так время идёт…
С кем-то уладить, кому-то сказать,
Рассказать, доказать, защитить, отстоять.
… Не предаст, судить не будет,
Но порядок любит всегда –
Это Антипова Фаина Андреевна.
Наша шумная детвора
И не мыслит без такой хозяйки
Большого, светлого детского дома
Города Алдана Республики Саха.

Чувство меры,
Чувство чести,
Чувство красоты
В детском доме, что в Алдане,
Всё познаешь ты.
И не прячь глаза, друг мой,
Не криви душой,
Так начертано судьбой
В детском доме жить с тобой.
Детский дом, детский дом, детства дом,
Наяву и во сне вся жизнь в нём.
Он бранил, согревал,
В дальний путь провожал
И как мог защитить – защищал.
Не хотелось, чтоб детских домов
Стало больше, чем в мире отцов,
Ну а если беда родной дом разнесла,
Детский дом спасёт и поможет всегда.

Приложение