Творческий поиск и новые подходы в проведении занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Ведущая: Мчатся сани, мчатся быстро
По полянам и лесам.
Разметая снег искристый
Едем в гости мы к друзьям.
Загорайтесь серебром
Над санями дуги.
Рассыпая снег кругом
Веселитесь вьюги.
Пусть сегодня никому
Дома не сидится.
Выходи, честной народ!
Будем веселиться!

                              

Исполняется инсценировка песни  «Что нам нравится зимой?».

Ведущая: На полянку, на лужок
                  Тихо падает снежок.
                  Долго падал снежок,
                  Долго, долго…

Звучит эстрадная мелодия.
Ведущая: Вышли ребята погулять, обрадовались, что много снега выпало: можно и горку сделать, и в снежки поиграть. Взялись они за работу все вместе, дружно и

                              

Выполняется комплекс ритмической гимнастики:
1. «Идем по глубокому снегу»
Ходьба с высоким подниманием колен.
2. «Лыжники»

    1. На чем легче идти по снегу?
    2. (на лыжах)
    3. Как будем скользить?
    4. (Легко, плавно, быстро, радостно..)

3. «Катаемся на коньках»

  • Что такое блестит впереди? (озеро, пруд)
  • Почему он блестит?
  • На чем можно кататься по льду?

Имитируют движение конькобежцев.
4. «Играем в снежки»  Имитируют лепку снежков (правая ладонь сверху - левая снизу).
5. «Посмотрим вокруг» Повороты туловища вправо – влево.
И.П. Руки на поясе, ноги на ширине плеч.
6. «Погреемся»
И.П.: ноги врозь, руки в стороны
На «раз»- охват левой рукой правое плечо и наоборот.
На «два» - исходное положение.
7.   «Греемся» Прыжки в стороны.
И.П.: ноги вместе, руки на поясе.
8. «Идем по дорожке между деревьями»
Ходьба в разных направлениях.

Ведущая: Вьюга воет, вьюга злится,
                  На дворе метель кружится.
                  Машет белым рукавом
                  Сыплет бархатным снежком.

                              

Исполняются:
А) динамический этюд «Ветерок и ветер» «Порыв» Р.Шумана
на силу голоса.
Б) образно-тематический этюд «Зимний лес».
Музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ведущая:
Ой, как холодно у нас
Даже нос замерз у вас.
Эй, детишки, выходите
И со мною попляшите!

Исполняется танец «Лавата»  музыка и слова С. Юдиной.

Ведущая: С ветром, вьюгой и снегами
Мчится Дед Мороз седой.
Машет длинными руками
Сыплет звезды над землей.
Кто со мною согласится
В «звездный марафон» пустится?

Подвижная игра «Звездный марафон»

Ведущая: Эй, ударим все в ладоши
Станем в дружный хоровод!
И на нашей,  на полянке
Вспомним праздник Новый год!

                              

Исполняется хоровод «Под Новый год».

Ведущая: Вот как славно поплясали
И немножечко устали.
Вот теперь, друзья, засните,
Улыбнитесь, отдохните.
Фея сна сейчас придет - свои чары наведет.

Релаксация «Фея сна».
«Колыбельная» Брамс.
Заключительная часть.

Ведущая: Мы любим, Зимушка, тебя!
Твой иней и ледок!
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток.
Ты елку из лесу несешь
Ребятам в Новый год!
Ты превращаешь в сказку все,
Когда твой снег идет!

Под спокойную музыку дети уходят.

                              

«Космический рейс»
Сценарий проведения игры – путешествия
для детей старшей и подготовительной группы.

Звучит  музыка группы «SPACE».
Ведущая:
Мы с вами живем на нашей прекрасной планете Детства, но кроме нашей планеты в Космосе есть и другая жизнь на других планетах. Совсем недавно был получен сигнал бедствия, но откуда?... Кому нужна наша помощь - предстоит нам узнать. Поспешим? В дороге будет нас сопровождать наша путеводная Звезда, которая будет реагировать на правильность наших действий веселым миганием, а если кто-то кого-то обидит или сделает что-то не так, она будет мигать очень медленно, а может и совсем погаснуть. И тогда мы с вами потеряемся в Космосе. Условия полета всем понятны? Ну, тогда…

Ждут нас быстрые ракеты для полета по планетам
Отправляемся на Марс. Звезды, ждите в гости нас!
Но прежде чем полететь, мы должны пройти подготовку - космическую тренировку.
Чтобы в Космос полететь, надо силу всем  иметь,
Будем все тренироваться, будем силы набираться.

Звучит музыка Тома Спенсера «Воздушная кукуруза».
Выполняется комплекс музыкально-ритмической гимнастики «Волшебный полет».
Ведущая: А на чем мы с вами полетим?
Распустила алый хвост, улетела в стаю звезд.

                              

Нам народ построил эту (включить иллюминацию)
              Межпланетную… ракету.
И сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
Дружно за руки возьмитесь, в круг скорее соберитесь.
Дети занимают места. Звучит музыка полета. Дети в «Невесомости».
Первая наша остановка.

                              

На нашей космической карте обозначена Планета Красоты. Вы чувствуете, что мы на красивой планете? А что нужно сделать для того, чтобы она стала красивой? Правильно - посадить цветы. Мы это умеем делать. Итак, посадим семена прекрасных цветов и вырастим их.
Дети выполняют пластический этюд «Цветок».
В конце этюда мы оставляем на планете цветы.
Звучит сигнал. Полет продолжается.

Вторая остановка- Планета Радости.
Радость сердце согревает, нас от бед оберегает,
Если с Радостью дружны, нам болезни не страшны!
Ведущая: Но что-то не радостно здесь. А давайте жителей этой планеты научим танцевать наш любимый танец «Раз, два, три!».
Дети исполняют ритмический танец «Раз, два, три!»

                              
                              

Дети исполняют ритмический танец «Раз, два, три!»
Звучит сигнал. Полет продолжается.
Третья остановка- Планета Веселья. А для того чтобы жителям этой планеты действительно стало весело, поиграем в игру «Звездный Марафон». Все вы делитесь на 2 команды и по звездам соревнуетесь в быстроте бега, только по ним, а то провалитесь в Космическую Черную дыру.
Проводится игра «Звездный Марафон».
Звучит сигнал. Полет продолжается .

Следующая остановка- планета Доброты.
Ведущая: Добрые слова не лень повторять нам каждый день.
Доброта живет на свете только в добром сердце, дети.
Дети исполняют песню «Страна чудес!»
Ведущая:
Возвращаться нам пора, ждут нас дома, детвора!
Звучит сигнал. Полет завершается.
Ведущая:
Мы с полета возвратились и на Землю приземлились!
Жителям, каких планет мы сегодня помогли?
Каким образом?
Подводим итоги занятия.

                              

Ведущая:
Подкрепиться нам пора, вот вам чупа -чупс, друзья!
Раздача сладких призов.
Под музыку дети уходят из зала.

Возрастная группа

Вид занятия

Ст и подгот.

Ритмопластика

Тема недели: «Проказы старухи-зимы»

Художественный ряд:

Репродукции картин художников по теме

 

Литературный ряд:

 

«Снежинка» Бальмонт:

Светло-пушистая снежинка белая какая чистая, какая белая!
 Дорогой длинною легко проносится.
 Не ввысь лазурную- на небо просится.
Но вот кончается дорога дальняя - земли касается звезда хрустальная. Лежит пушистая снежинка белая, такая чистая, такая белая!

Дидактический материал:

 «снежинки», «снежки», бутафорская гармошка

 

Программное содержание:

 

Совершенствовать умение ускорять и замедлять темп ходьбы, бега;
учить ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки; передавать эмоционально-образное содержание музыки через движение;
формировать правильную осанку.

 

Методический источник:

1. Видео-караоке №5-6
2. И. Каплунова «Этот удивительный ритм», стр. 43
3. Т. Суворова «Ритмика для детей» №1 стр. 20
4. «Ритмика для детей» №2 стр. 16
5. Аудиокассета «На зарядку становись!»
6. А.И Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей» стр. 7.

Ход занятия

I.Марш.

«Музыка королевских музыкантов»

II. Разминка.

 

Задачи: формирование правильной осанки, развитие координации движений; психологический разогрев и настрой в начале занятия.
а) побегунчики (легкий бег на носках в среднем темпе, врассыпную в быстром темпе)

б) экзерсисФ.Шуберт «Аве Мария»

в) ходьба (постепенно ускоряется темп, и дети переходят на быструю ходьбу, а затем бег на носках, положив руки на пояс.)

III. Основная.
а) Ритмическое упражнение

«Ритмичные ладошки»- упражнение «Дворник»:
Задачи: развитие детского произвольного внимания, координацию движений, моторику рук, двигательную память.

Дворник дверь два дня держал      качать руками вправо-влево
Деревянный дом дрожал                движение «пилим дрова»
Ветер дергал эту дверь                 шлеп по коленам, дверь-хлоп в ладоши
Дворник думал: это зверь             шлеп по коленам, зверь-хлоп в ладоши

б) Динамический этюд

«Музыка зимнего ветра». «Порыв» Р.Шумана
Цель: Познакомить с понятием «Движение» в музыке.
Ход: Предлагаю детям после прослушивания первой части предлагаю ответить на вопросы:
- Какой характер движения передает музыка: быстрый, напористый, смелый, все сметающий или спокойный, неторопливый? Почему? Везде ли музыка звучит одинаково, передавая порывистое движение?  Предлагаю показать рукой.
- Что может порывисто двигаться в природе?
порывисто дуть- ветер;
порывисто накатываться-  волна во время шторма в море;
порывисто лететь- птица в тревоге;
порывисто метаться из стороны в сторону дикий зверь.
- Что ближе подходит изображению в музыке из перечисленных примеров в природе? (Ветер, порыв ветра)
Предлагаю детям показать рукой движения по музыкальным фразам:
1-2 фраза- стремительные движения рук и туловища из стороны в сторону
3 фраза- более плавное и спокойное качание рук.

в) образный этюд

«Снежинки».

Музыка Л.Делиба «Вальс»
Задачи: воспринимать музыкальное произведение, понимать характер музыки и характер движения в музыке, самостоятельно в движениях передавать задуманный образ.

г) Игра-имитация

 «Игра в снежки»
«Контраданс» Л.Бетховена.
Музыка А - дети изображают, как они «греют» уши, руки, ноги.
Музыка В – «лепят» снежок и на акцент бросают его друг в друга

д) Коммуникативный танец

«Веселые дети»
Литовская народная мелодия.
(на первом занятии движения выполняются в общем круге)
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

IV. Релаксация

К. Дебюсси «При свете луны»