Давление твердых тел

Разделы: Физика


Цели и задачи урока: ввод новой физической величины, используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы, развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное.

Эпиграф урока: "Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешься" Народная пословица.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация "Давление", приложение.

Ход урока

Этап мотивации и постановки учебной проблемы.

Урок начинается с обсуждения проблемных вопросов.

  • Как вы думаете одинаковы ли у мальчиков вес тела?

  • Одинаковой ли силой давят мальчики на снег?

  • Почему же результат действия силы разный?

Вывод:

Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения, а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный?

У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода - снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому  и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.

Этап актуализации знаний, необходимых для усвоения нового материала.

Работа с систематизирующими, обобщающими таблицами. Объяснение по опорному конспекту:

    F = m  g g = 9,8 Н/кг

    P = F / S

    1 Н/м2 = 1 ПА Паскаль

Этап объяснения нового материала.

Даны серии вопросов, которые направляют мысль учащихся к новым теоретическим выводам.

Все соприкасающиеся тела давят друг на друга или, как принято говорить, действуют друг на друга силой давления.

Сила, которая оказывает давление на какую-либо поверхность, называется силой давления.

Как направлена сила давления? Перпендикулярно поверхности.

Значит, результат действия силы на поверхность зависит не только от ее величины, направления , точки приложения, но и от площади опоры давящего тела. Учащиеся делают вывод: в зависимости от площади поверхности, одна и та же сила, которая давит на поверхность, может оказывать разное давление.

Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?

Почему заостренные предметы / иглы, зубы, клыки, когти, жала, ножи / очень хорошо колют и режут?

Значит, давление - это физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

За единицу давления в системе Си принят 1Па=1Н/1 м2;

1 Па - это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхнотси1 м2.

Производные единицы: 1 кПа=1000 Па;

1МПа= 1000000 Па; 1 гПа=100Па;

Этап закрепления нового материала:

Для чего нужно уменьшать давление? Опишите способы увеличения давления.

Организуется проблемно, в ходе эвристической беседы.

Ребята сами сделают вывод: Чем больше площадь опоры, тем меньше давление.

Этап обобщения и систематизации знаний на основе практической работы.

Опыт №1.

Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.

  • Что у них общего?

  • Чем они отличаются?

  • Поставьте их основанием на песок.

  • Какой цилиндр погрузился в песок глубже?

  • Почему?

Вывод: чем :::: вес тела, тем давление больше

Опыт №2.

Возьмите два стальных цилиндра.

  • Что у них общего?

  • Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.

  • Где площадь соприкосновения больше?

  • Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.

  • Какой цилиндр погрузился глубже?

  • Вывод: чем площадь ::::., тем давление меньше.

Этап обобщения и систематизация материала. Контроль усвоения.

Тестовые задания, качественные вопросы.

  • Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности:

    А. :умножить на площадь поверхности.

    Б. : разделить на площадь поверхности.

    В. :разделить на массу тела

  • Вам даны два кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было максимальным?

  • Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро удвоить свое давление на пол

  • Для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкладывают под клещи железную полоску или дощечку.

Домашнее задание.

Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка - с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.