Статья "К мотивации через проектную деятельность"

Разделы: Общепедагогические технологии


“Где только возможно, учение должно стать переживанием”

А. Эйнштейн

В соответствии с изменениями, происходящими в развитии современного российского образования, определяется необходимость смещения акцентов в сторону деятельностного подхода. Появилась необходимость изменения системы работы учителя и использования разнообразных современных педагогических технологий. Для формирования у школьников положительной мотивации учения можно использовать различные приёмы: привлечение интересной и занимательной информации, проведение различного рода игр, активных форм обучения и т. д. Однако при этом обнаруживается несоответствие между высокой активностью и энергетическими затратами учителя, с одной стороны, кратковременностью и неустойчивость мотивации у учащихся — с другой. Дело в том, что большинство приёмов напрямую не связаны с учебной деятельностью детей именно на данном уроке. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем. Это всё лишь внешняя мотивация — наиболее распространенная и чаще использованная на уроках. Между тем известно, что более продуктивна внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связанна с данной учебной дисциплиной и её содержанием [3].

В числе прочих адаптивных технологий особую роль следует отвести технологии проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, организованную в сотрудничестве с коллективом учащихся и педагогом. Она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата.

Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века, параллельно с разработками американского педагога Д. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но в 1931 году незаслуженно осуждены и до 80-х годов оставались невостребованными. В настоящее время проектность — определяющая черта современного мышления.

Использование данной технологии актуально, так как она имеет множество достоинств. В соответствие с теоретическими позициями Шамовой И. Т. глубокое и осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Образовательный процесс при этом строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. При этом формируются следующие умения:

  • презентационные — устный доклад, сообщение и форма наглядной презентации;
  • коммуникативные — слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс;
  • поисковые — находить информацию по каталогам, формулировать ключевые термины;
  • информационные — структурирование информации, выделение главного, передача информации и представление ее в различных формах;
  • проведение инструментального эксперимента — организация рабочего места, подбор и приготовление материалов, проведение эксперимента и наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов.

При организации деятельности учащихся на основе технологии проектного обучения следует выделить следующие этапы:

  • подготовительный — анализ стандарта, программы и выбор учебной темы, формулировка возможных тем проектов, диагностика учебных возможностей учащихся;
  • этап реализации — разработка проектов в соответствие с учебной темой, подбор литературы, организация исследовательской деятельности, представление итогов:
  • этап подведения итогов — рефлексия, информирование всех обучающихся о результатах работы, оформление стенда или уголка “Проект на уроке”;
  • этап исследований в НОУ — является логическим продолжением и выходит за рамки урока.

Технология проектного обучения при изучении биологии предполагает использование учебного кабинета, классной библиотеки, учебно-опытного участка, личного подсобного хозяйства учащихся, живого уголка, дополнительной литературы и опыта старших товарищей. Полностью используются возможности УМК Н. И. Сонина, компьютерных программ, а также различных внешкольных объединений дополнительного образования.

Проектные умения следует формировать на ранних этапах обучения, в условиях сельской малокомплектной школы это возможно по следующим направлениям:

  • проектирование опорных конспектов в основной школе;
  • использование элементов проектного обучения в классно-урочной системе;
  • исследовательские технологии — путь к развитию (организация НОУ).

I направление: проектирование опорных конспектов в основной школе.

Эту работу начинаю с 6-го класса, что позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию каждого учащегося. Структура учебника Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс” предполагает обобщение знаний по каждой теме. При работе с текстами и иллюстрациями учимся выражать основную мысль. Опорный конспект (ОК) является при этом концентрированным выражением основной мысли. Условные обозначения ребята придумывают сами или используют уже известные. Но есть и общие требования, с которыми знакомлю ребят заранее. Например: зеленый цвет — цвет растений (хлорофилл), красный — цвет животных (кровеносная система) и т. д.

Каждый ОК имеет восемь подсистем:

  • цели (включает все виды памяти, развивает ассоциативное мышление, учитывает психологические особенности школьников, в т.ч. преобладание левого или правого полушария);
  • компоненты (формирует целостность представленной информации и включает различные единицы информации: опорные сигналы, ассоциативные символы, рисунки и схемы);
  • принципы составления (лаконичность, наглядность, разнообразность, структурность, ассиметричность и воспроизводимость) представлены в уголке “Проект на уроке”, т.к. требуют предварительной подготовки учащихся;
  • алгоритм составления (включает определенные этапы: прочитать текст, составить план, ввести условное и цветовое обозначение, скомпоновать в блоки, озвучить);
  • классификация (определяет типы опорных конспектов: развернутый, графический, логический, смысловой, текстуально-схематический) определяется самостоятельно учащимися при презентации;
  • организационные формы (определяет рекомендации к применению ОК при разных формах организации деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной);
  • дидактическое назначение (может быть выражено более или менее в зависимости от склонностей учащихся и глубины изученного материала);
  • гуманитарный фон (рассматривает ОК как дополнительную возможность развития интеллекта учащихся и создания в целом атмосферы сотрудничества ученика и учителя).

Каждая из названных подсистем несет свою смысловую нагрузку, удается не всем ребятам одинаково. Поэтому знакомлю ребят с обязательными требованиями: ОК должен быть озвучен автором, включать изученные термины и быть понятным для всех присутствующих. Подробнее о назначении подсистем изложено в [5].

II направление: использование элементов проектного обучения в классно-урочной системе.

Работу по этому направлению начинаю в 7-м классе, более широко организую в 8-м классе, в зависимости от подготовки учащихся. При разработке содержания проектов опираюсь на традиционные предметные знания, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. Чтобы реализовать теоретические знания через продуктивную технологию, такую, как проектное обучение, стараюсь обеспечить тесную связь теории и практики.

При моделировании учебного занятия стараюсь соотнести его структурные компоненты со следующими этапами выполнения проекта:

  • запуск проекта;
  • планирование работы;
  • определение уровня готовности к поисковой работе;
  • сбор и структурирование информации;
  • оформление результатов работы;
  • экспертиза проекта и рефлексия.

Так, например, на уроке в 9-м классе “Час суда. Вредным привычкам — нет!” на этапе запуска проекта привожу данные о факторах, разрушающих здоровье (курение, алкоголизм, наркомания) и представляю данные статистики. Предлагаю всесторонне изучить эти социальные явления и выразить свое личное отношение к этой проблеме. Организуем драматизированный проект с декорациями, оформляем интерьер зала суда, выбираем судей, секретаря, прокурора, адвоката, обвиняемых и свидетелей. С действующими лицами занимаюсь отдельно, консультирую по вопросам поведения в зале суда и выполнению их обязанностей. Все получают домашнее творческое задание написать мини-сочинение на тему “Я — человек, я призываю!”. Наиболее удачные из них цитируем на последующих уроках и используем в дальнейшем для исследований в НОУ.

Другими примерами использования проектной технологии можно назвать “Кругосветное путешествие на корабле “Бигль” в 9-м классе и “Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека” в 8-м классе. План-конспект последнего урока на основе технологии проектного обучения представлен в приложении 1. Предлагаю сравнить две технологические карты данного урока (приложение 2, приложение 3). Бесспорно, выполнение проектных заданий повышает внутреннюю мотивацию школьников и побуждает к овладению новых знаний, т.к. они нередко становятся базой для исследований в НОУ. Как результат — два проекта из предложенных на данном уроке “Определение наличия плоскостопия и его профилактика” (авторы Инсебаев Ж., Домчемко Ф.) и “Роль правильной осанки в сохранении здоровья” (авторы Маначкин В., Анишкина Н., Яненко Н.) были представлены на районной научно-практической конференции в 2006 г. и получили высокую оценку. Ясно, что дорабатывать и оформлять доклад по проекту приходится во внеурочное время, но теперь дети сами ищут встречи с учителем, задают конкретные вопросы и считаются зачисленными в НОУ “Поиск”, которое организовано в школе в 2004 г.

III направление: организация исследовательских проектов в условиях сельской малокомплектной школы.

Исследовательская деятельность — это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы;
  • изучение источников;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственных материалов;
  • анализ собранного материала;
  • обобщение и выводы.

Исследовательская деятельность представляет собой совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных факторов, теоретических знаний и способов деятельности. Результат этой деятельности должен быть представлен (описание) и защищен (выступление на презентации или научной конференции). Каждый ученик видит, что он может самостоятельно достигать результата, и получает удовольствие от успеха. У него вырабатывается привычка и потребность этого успеха достигать. Понятно, что такой вид деятельности под силу не всем, а лишь детям с признаками одаренности. Именно они успешно справляются с практическими заданиями по составлению библиографического списка литературы, используемой в проекте, отбору и структурированию содержания проекта, оформлению титульного листа и приложений.

Когда основной объем работы выполнен, проводим презентацию — представление результатов своего труда. К этому времени должна быть готова наглядность, что поможет довести главную мысль до слушателей. Самыми яркими и запоминающимися могу назвать презентации “Природа — лучшая аптека” в 6-м кл., “Африканская улитка — идеальный питомец” в 7-м кл., “Самоконтроль школьника на страже его здоровья” в 8-м кл., “Сигары разные бывают…” в 9-м кл., “Береза — лучший доктор” в 10-м кл., “Человечество — угроза человечеству” в 11-м кл. Итоги презентации анализируем совместно с автором, вносим коррективы, что-то меняем, лучшие проекты представляем на научно-практической конференции. Сейчас все проекты систематизированы по годам и предлагаются учащимся для изучения. Из общего числа проектов, зарегистрированных в кабинете биологии 15 о домашних животных, 13 о комнатных растениях, 15 о вредных привычках, на экологическую тему 27. Ежегодно 4–6 проектов участвуют в школьной научно–практической конференции, 2–3 являются победителями районных НПК НОУ в секциях “Биология”, “Экология”, “Медицина”. Вот некоторые из них:

2004–2005 уч. г.

  • Авласенко Н.10-й кл. “Узнай березу лучше” (секция медицины: 1 место).
  • Джимиева И. 10-й кл. “Сигары разные бывают…” (секция медицины: 2 место).
  • Егорова О. 7-й кл. “Африканская улитка — идеальный питомец” (секция биологии: 1 место, приз зрительских симпатий).
  • Яненко Т. 11-й кл. “Космическая роль зеленых растений” (секция экологии).

2005–2006 уч. г.

  • Егорова О. 8-й кл. “Рациональное питание — путь к здоровью” (экология: 1 место).
  • Инсебаев Ж. 8-й кл. “Определение наличия плоскостопия и его профилактика”.
  • Маначкин В. 8-й кл. “Роль физических упражнений в профилактике сколиоза”.
  • Исмагамбетова Ф. 11-й кл. “Человечество- угроза человечеству”.

2006–2007 уч. г.

  • Инсебаев Ж. 9-й кл. “Самоконтроль школьника на страже его здоровья” (секция медицины: 1 место).
  • Егорова О. 9-й кл. “Ахатина как объект наблюдений” (секция биологии: 1 место).

2007–2008 уч. г.

  • Адамкина З., Погуляй И. 8-й кл. “Пищевые добавки — что это?” (секция медицины).
  • Тимохина Н. 9-й кл. “Генетически модифицированные продукты. За и против”.
  • Егорова О. 10-й кл. “Зачем биологу математика” (секция биологии).

А исследовательский проект Авласенко Натальи “Оценка эффективности способов размножения картофеля в южной зоне Омской области” в 2004 г. отмечен дипломом Лауреата 36 региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

Работая над своими проектами, ребята овладевают исследовательскими умениями и навыками, расширяют свой кругозор, обогащая тем самым свой личный опыт. То есть речь идет о проектировании решения тех или иных проблем. Это позволяет школьникам проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность и включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника — обучаемого. Ежегодно выпускники связывают свою будущую профессиональную деятельность с биологией, поступая в высшие и средние специальные учебные заведения. На сегодняшний день 33 выпускника нашей школы успешно обучаются в учебных заведениях эколого-биологической направленности, в том числе: в ВУЗах 12 выпускников, в ССУЗах — 9 выпускников средней школы и 12 — основной.

Таким образом, каждый ученик оказывается успешным в соответствии со своими личными, индивидуально-психологическими особенностями мышления, а не навязанными ему извне (учителем, учебником, другим авторитетом) способами рассуждения. Из пассивного слушателя он превращается в активного полноправного участника учебного процесса. Такой подход к обучению не снижает общее желание учиться, а, наоборот, способствует дальнейшему развитию и других внутренних мотивов.

Список использованной литературы

  1.  Анастасова Л. П., Кучменко В. C., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроке биологии: Методическое пособие. 6–9-е классы. — М.: Вентана-Граф, 2004. — стр. 151–202.
  2.  Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 1999 г. — стр. 133.
  3.  Каплунович И. Я., Казанина С. М. К мотивации учения через особенности мышления. // Биология в школе. — 2004. — № 6. — стр. 22–26.
  4.  Мансурова С. Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности. // Биология в школе. — 2005. — № 7. — стр. 27–34.
  5.  Реутова Е. Б., Рязанова В. Н. Метод проектов при создании опорных конспектов. // Биология в школе. — 2005. — № 2. — стр. 38.
  6.  Черников А. М. Ещё несколько слов о валеологии. // Биология в школе. — 2002. — № 6. — стр. 74.